В июне “Газпром” почти вдвое уменьшил поставки газа в страны ЕС. Это спровоцировало резкий рост цен на газ и грозит нехваткой газа в ЕС зимой. Чего добивается Россия и как это отразится на Украине?
В середине мая российский “Газпром” резко уменьшил транзит газа через Украину – более чем в два раза. Почти одновременно Россия остановила снабжение газопроводом Ямал – Европа через Польшу. Через месяц “Газпром” на 60% уменьшил поставки газа в Германию “Северным потоком – 1”. С 21 по 28 июня российский газовый монополист планирует полностью остановить Турецкий поток на плановые профилактические работы, а с 11 по 21 июля на плановое обслуживание также будет остановлен Северный поток-1.
Снижением объемов поставок российского газа Кремль замедляет темпы наполнения подземных хранилищ стран ЕС и заставляет Европу использовать резервы, говорит Сергей Макогон, гендиректор госкомпании “Оператор ГТС”. Цель – политическое давление. “Вероятно, российская сторона не теряет надежды запустить “Северный поток – 2”, – говорит он.
Наполненность хранилищ ЕС сейчас превышает 50%, что несколько ниже средних показателей прошлых пяти лет, но больше показателя в прошлом году. Евросоюз хочет заполнить свои хранилища как минимум на 80% к этой зиме и на 90% к следующим зимним периодам.
“Газпром” выбрал удачное время для ограничения поставок, считает Макогон. “Запасы газа в ЕС динамично росли, что делало невозможным создание искусственного дефицита осенью, – говорит он. – Резкое снижение экспорта в ЕС и более поздние периоды уже не имели бы такого эффекта”.
Если Газпром продолжит ограничивать поставки газа, европейские запасы могут иссякнуть зимой, до окончания отопительного периода, пишет Reuters со ссылкой на слова Екатерины Филиппенко, главного аналитика консалтинговой компании Wood Mackenzie.
Это произойдет, если страны ЕС не смогут существенно снизить потребление и увеличить поставки из других источников. “Или “Газпром” не направит дополнительный газ из-за забронированных мощностей в Украине, хотя мы считаем, что это очень маловероятно”, – говорит она.
Правительства Германии, Италии, Австрии и Нидерландов уже заявили о планах использовать больше угля для производства электроэнергии на фоне уменьшения поставок газа из России, пишет Reuters. Кроме того, Европа пытается заключить новые соглашения с поставщиками сжиженного газа из США, стран Ближнего Востока и Северной Африки, говорит президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляен. Вскоре будут введены в действие новые LNG-терминалы в Греции, Кипре и Польше, говорит она.
При этом уменьшение объемов экспорта газа не сильно влияет на доходы России от его продаж, говорит Макогон. Из-за действий “Газпрома” в июне цены на газ на спотовом рынке Европы взлетели примерно на 45%, до $1400 за 1000 кубометров.
“Прошлогодняя зима продемонстрировала, что, манипулируя объемами поставок, “Газпром” может раскачивать цены и до $3000″, – говорит руководитель “Оператора ГТС”.
Украинская газотранспортная инфраструктура может покрыть этот дефицит в Европе, говорит Макогон. Газпром ежедневно оставляет неиспользованными 60% уже забронированных мощностей украинской ГТС, говорит он. Также Украина периодически предлагает дополнительные мощности транзита на аукционной платформе RBP. Они также остаются невостребованными, говорит Макогон.
“Газпром” не выполняет свои контрактные обязательства и платит за транзит Украине частично, говорит Макогон, но не сообщает, сколько недоплачивает российский монополист. Из-за неполной оплаты “Нафтогаз” планирует в июле подать иск в Стокгольмский арбитражный суд. “Согласно условиям нашего контракта с “Газпромом”, предусмотрено, что есть 45 дней на попытки урегулировать разногласия перед походом в арбитраж. В следующем месяце этот срок истекает”, – заявил председатель правления “Нафтогаза” Юрий Витренко.
Как это влияет на Украину
В украинских подземных газохранилищах хранится более 10 млрд. кубометров газа – треть от мощности хранилищ. Потребление газа в Украине в мае упало почти вдвое, по данным Ассоциации поставщиков энергоресурсов.
Добыча снизилась гораздо меньше. До конца года “Нафтогаз” прогнозирует падение добычи на 5-10% по сравнению с показателями в прошлом году. Экспорт газа во время войны запрещен. Это позволяет наполнять хранилища газом собственной добычи, говорит Витренко. В Украине сейчас профицит газа, но зиму пройти без импорта не получится, добавляет он.
До зимы правительство планирует накопить в хранилищах 19 млрд. кубометров, для чего, по словам главы “Нафтогаза”, необходимо импортировать 5,8 млрд. кубометров газа почти за $8 млрд. У “Нафтогаза” этих денег нет . “Это огромные средства для страны, – говорит Витренко. – Мы сейчас говорим с международными партнерами, чтобы они помогли нам с деньгами или газом”.
Украина сможет пройти зиму с запасами значительно меньшими – 15 млрд. кубометров, для чего понадобится гораздо меньше импортного газа, уверен Витренко.
“Нафтогаз” сейчас не видит проблемы с наличием газа для импорта, говорит Витренко. Газа в Европе для Украины должно хватить, соглашается Макогон. “С учетом увеличения поставок газа из LNG-терминалов, расконсервации энергетических активов, не использующих газ, и планов стран ЕС по уменьшению потребления энергоресурсов, вероятность газового коллапса уменьшается”, – говорит он. (Игорь Орел, Forbes-Украина/Энергетика Украины и мира)