Не исключено, что вынесение угольного конфликта в публичную плоскость было призвано легитимизировать закупку российско-донбасского топлива в глазах общественности.
Скандал, разгоревшийся вокруг контрактов на поставку угля из ЮАР, привел к их срыву, о чем на прошлой неделе заявил глава Минэнергоугля Юрий Продан. Контракт на закупку 1 млн. т южноафриканского угля, рассчитанный до февраля 2015 г., был заключен 19 августа между государственной компанией “Укринтерэнерго” и британской Steel Mont Trading Ltd. Эта структура является международным трейдером с главным офисом в Лондоне, работающая на рынке с 1993 г. Владелец компании – индус Раджеш Кумар Сарайя, хорошо знакомый с украинским рынком. С ним в последние несколько лет работали по отгрузке продукции на экспорт Авдеевский коксохимический завод и Енакиевский коксохим, принадлежащие группе “Метинвест” Рината Ахметова, а также “Донецксталь” Виктора Нусенкиса.
В октябре-ноябре три сухогруза в рамках контакта с “Укринтерэнерго” поставили в Украину около 250 тыс. т угля. А 4 ноября на закрытом заседании Совета национальной безопасности и обороны президент Украины Петр Порошенко поручил Генпрокуратуре и СБУ проверить на предмет коррупции операции по закупке угля в ЮАР. 7 ноября следователи допросили руководителей “Укринтерэнерго” (покупатель) и “Центрэнерго” (потребитель). На допросе в ГПУ также побывал министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан.
Правоохранители высказали подозрение, что цена на уголь была завышена. Steel Mont Trading на это отреагировала молниеносно. С ее согласия Минэнергоугля на прошлой неделе обнародовало копию контракта, состоящего из двух спецификаций. Первая датирована 19 августа, вторая – 24 сентября. Оба документа определяют стоимость одной тонны угля в $86 при базовом показателе калорийности 5500 ккал/кг. По такой цене государственная компания договорилась закупить 250 тыс. т угля. По данным “Укринтерэнерго”, фрахт груза в южноафриканском порту Richards Bay стоит $20/т, наценка Steel Mont – $1-2,5 на тонне. Наценка “Укринтерэнерго” составила $2 на тонне. В итоге общая стоимость 1 т африканского угля с доставкой на Змиевскую ТЭС достигла $112, на Трипольскую ТЭС – $110.
Однако здесь есть нюансы. Во-первых, цена в октябре и ноябре стремительно падала. Сейчас она колеблется в пределах $60/т, тогда как мы работаем по старым ценам. Во-вторых, спецификации топлива для Украины оказались не самые лучшие. Средняя зольность нашего угля за первые семь месяцев этого года составляет 26%. Именно с таким показателем наша страна законтрактовала и товар из ЮАР, хотя там соответствующий показатель в среднем составляет 20%. В сухом остатке получилось, что Украина по состоянию на август-сентябрь купила уголь чуть дешевле, чем те же европейцы, но худшего качества. Что, впрочем, можно списать на то, что “Укринтерэнерго” искало топливо в большой спешке. Насколько оправданна такая цена? “Укринтерэнерго” покупало уголь на условиях поставки из порта Richards Bay. В августе, когда заключались контракты, стоимость тонны угля там колебалась в пределах $77 без учета доставки (на условиях FOB). С доставкой в порты Амстердама-Роттердама-Антверпена в Голландии к цене необходимо добавить $10. На первый взгляд, сделка выглядела крайне выгодной: директор “Укринтерэнерго” Владимир Зиневич объясняет, что судовладельцы сняли страховку на заход в порты Украины, которая в глазах мировых трейдеров находится в состоянии войны и имеет повышенные риски. То есть уголь в портах Украины стоил бы еще на $10 дороже (в итоге выходило бы до $97/т).
Есть и другие версии угольного скандала. Одна из них – борьба между участниками парламентской коалиции за контроль над Минэнергоугля, действующий глава которого Юрий Продан считается креатурой Юлии Тимошенко. Нельзя исключать и банального передела сфер влияния на самом угольном рынке. В этой связи интересен еще один угольный контракт, который недавно был заключен подконтрольной Фонду госимущества компанией “Центрэнерго” с кипрской фирмой Neocar Contracts Limited и в отличие от южноафриканского не афишировался в прессе. Он предусматривает поставку 150 тыс. т кузбасского угля ежемесячно из РФ по $80/т до конца года. Впрочем, нельзя исключать, что часть законтрактованного в России топлива имеет донбасское происхождение. Во всяком случае на днях представители ОБСЕ подтвердили массовый вывоз автотранспортом угля с территорий, подконтрольных террористам ДНР и ЛНР, в Ростовскую область РФ.
Несмотря на связь с Россией, Neocar имеет украинские корни. Лоббистом этой компании является донецкий бизнесмен Сергей Кузяра, который во времена Виктора Януковича прослыл человеком из обоймы его старшего сына Александра. По слухам, после бегства гаранта в Ростов Кузяра не растерялся и наладил связи с представителями новой власти. Недавно он лично признался, что “вызвался помочь стране с дешевым российским углем”, и, похоже, уже заручился определенной поддержкой.
6 ноября был уволен и. о. руководителя “Центрэнерго” Юрий Головачев, пробывший в этой должности немногим более полугода. При нем компания расторгла все договоры на поставку угля с посредником “МАКО Трейдинг”, принадлежащим Александру Януковичу, и перешла на работу только с ГП “Уголь Украины”. “На 2014 г. в “Центрэнерго” действует договор с ГП “Уголь Украины” на поставку 3,4 млн т угля”, – информировал ранее “ДС” источник в компании. И. о. гендиректора “Центрэнерго” вместо Юрия Головачева стал коммерческий директор Олег Жебский. По информации “ДС”, ранее он работал в угольной компании “Продакс”, которая принадлежит Кузяре. Кроме того, Жебский хорошо знаком и с Проданом, с которым они в 2010 г. участвовали в создании Центра содействия внедрению реформ в энергетике.
По данным источников “ДС”, отставка Головачева не была добровольной. “Его поставил перед фактом наблюдательный совет, который возглавляет советник Продана Сергей Насвищук”, – сообщил “ДС” информированный источник. Добавив, что эта замена была сделана специально под новые угольные контракты, о которых “Центрэнерго” сообщила 12 ноября. “Следуя распоряжениям правительства по принятию исчерпывающих мер диверсификации источников энергетического угля, компания заключила договоры до конца 2014 г. на поставку энергетического угля марки “А” и “П” в объеме 1,079 млн т. Из которых 509 тыс. т – уголь российского происхождения, 250 тыс. т – из ЮАР и 320 тыс. т – украинский”, – указали в “Центрэнерго”. Не забыв уточнить, что стоимость тонны отечественного угля (которого в стране в любом случае не хватает) равна 850 грн. без НДС и затрат на транспортировку, российского – $80, а южноафриканского – $86. А с учетом расходов на погрузку-разгрузку судна, транспортировку и другие расходы цена последнего составляет $110-112/т. Что в принципе равноценно такому тезису: “Уголь из ЮАР слишком дорог, лучше закупать его в России у нужных посредников”. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)