Украинский рынок электроэнергии ожидают глобальные изменения. У властей есть два года на реализацию принятого недавно закона о рынке электроэнергии (№2019 от 13 апреля 2017 г.). За это время должны быть созданы условия для перехода на новую формулу ценообразования на электроэнергию. Ее стоимость будет определяться рынком, а не тарифами, которые устанавливает НКРЭКУ. Об этом сообщил глава Антимонопольного комитета Украины Юрий Терентьев.
“Сейчас рынок электроэнергии, особенно ее генерации, находится в стадии высокой экономической концентрации, что может в будущем создать проблемы для создания полностью конкурентного поля”, – рассказал Юрий Терентьев.
Чтобы новая модель рынка не стала фикцией, как это случилось с реализацией норм похожего закона “Об основах функционирования рынка электроэнергии” (№663, принятого в 2013 г. и отмененного новым законом), эксперты предлагают уже сейчас принимать меры для его реализации.
Уже существует формальное разделение на выработку, транспортировку и распределение электроэнергии, но остались монополии в каждом из этих секторов.
“Действующая система – это гибрид командной экономики и некоторых рыночных принципов”, – рассказал председатель совета Оптового рынка электроэнергии Константин Запайщиков.
Поэтому эксперты предлагают действовать сразу в трех направлениях: разгосударствление, разделение компаний-монополистов и импорт электроэнергии из ЕС.
Кто диктует цены
Сейчас вся выработанная электроэнергия покупается одним участником – ГП “Энергорынок” – по цене, которая фактически устанавливается регулятором в лице НКРЭКУ. Далее компания продает электричество также по регулируемому тарифу другим монополистам – облэнерго, которые в свою очередь отпускают его потребителям также по установленным тарифам.
“Системы передачи и распределения электроэнергии – это естественные монополии (так как никто не будет строить параллельные линии электропередач) НЭК “Укрэнерго” и облэнерго, а потому они полностью подпадают под антимонопольное регулирование”, – рассказал глава подкомитета по вопросам электроэнергетики и транспортировки энергии Комитета ВР по вопросам ТЭК Лев Пидлисецкий.
По его словам, роль АМКУ теперь значительно повышается, и комитет должен активно пользоваться своими полномочиями в данной сфере. В частности, речь идет о предотвращении антиконкурентных действий со стороны органов власти (ст.15-17 закона о защите экономической конкуренции). Например, не допускать делегирования властных полномочий отдельным субъектам рынка или создания условий для нарушения честной конкуренции.
Существует только небольшой конкурентный сегмент – продажа энергии потребителям по нерегулируемому тарифу. Это мелкие компании (всего их около сотни), которые по договорам с облэнерго поставляют клиентам энергию по ценам, которые диктует спрос и предложение.
Нужна массовость
По данным “Укрэнерго”, в середине июня 55% электроэнергии было выработано на АЭС (ГП НАЭК “Энергоатом”), тепловая генерация составила свыше 27% (электрогенерирующие компании группы ДТЭК, “Центрэнерго”, “Донбассэнерго”) и почти 13% дали ГЭС и ГАЭС (ПАО “Укргидроэнерго”).
Учитывая, что все АЭС, “Укргидроэнерго” и “Центрэнерго” принадлежат государству, совокупно почти 70% электроэнергии вырабатывается госмонополиями. Зато на возобновляемые источники энергии приходится всего 0,41% всей выработки.
“В идеале надо бы разделить всех монополистов таким образом, чтобы на каждого приходилось не больше 15% производства товара, как того требует антимонопольное законодательство”, – считает Лев Пидлисецкий.
Например, предлагается разделить “Энергоатом” на четыре независимые компании (по числу станций) и точно также поступить с тепловой генерацией компании ДТЭК (разделив генерацию на западную, центральную и прочие).
Однако такое механическое разделение вряд ли возможно, прежде всего, по финансовым причинам.
“Если разделить “Энергоатом” на 4 компании, то встает вопрос, где они будут брать финансовый ресурс на продление сроков эксплуатации существующих энергоблоков, не говоря уже о строительстве новых. И кто будет возвращать кредиты, взятые на закупку топлива единой компанией”, – перечисляет проблемы Константин Запайщиков.
Другой вариант – приватизация госкомпании “Центрэнерго”. По мнению экспертов, если найдется прямой инвестор, то на ее базе можно было бы создать достойного конкурента монополисту ДТЭК Энерго.
Впрочем, и эта идея весьма спорная. В самом деле, если не меняется количество энергоблоков, а меняется форма собственности, то остается лишь надеяться, что частный менеджмент будет эффективнее государственного.
“Государству ничто не мешает нанять классного управленца, не меняя форму собственности. Для начала надо убрать государство от диктата цен на рынке и продавать бизнес, а не металлолом”, – рассказал директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский.
Свет из-за границы
Раз никто не строит новые генерирующие мощности, в правительстве рассматривают вариант организации импорта электроэнергии из Европы.
“Усилить конкуренцию на рынке генерации можно за счет импорта электроэнергии. В правительстве уже наработан план синхронизации энергосистем Украины и ЕС”, – сообщила директор департамента электроэнергетического комплекса Минэнергоугля Ольга Буславец.
Эту идею поддерживают и представители оптового рынка электроэнергии, и народные избранники. В решении этой задачи, по словам Льва Пидлисецкого, ключевая роль отводится “Укрэнерго”, как оператора системы передачи электроэнергии.
“Для этого надо преодолеть ряд технических сложностей, а именно – построить так называемые вставки постоянного тока (подстанция для преобразования переменного тока в постоянный и обратно с исходной или иной частотой – Авт.). Наличие Бурштынского энергоострова позволяет строить такие вставки на территории Украины”, – рассказал Лев Пидлисецкий.
Однако и здесь нет полного единства. Например, Валентин Землянский отмечает, что хоть импортная энергия и дешевле, но проблема в том, что для потребителей в ЕС энергия, купленная компаниями на бирже, все равно выше, чем в Украине. Там государство создало систему дополнительных платежей, чтобы финансово поддерживать собственную генерацию.
Зато в Украине, благодаря дешевым поставкам из-за границы, будет страдать отечественная генерация. А появление зависимости от импорта создает риски дефицита энергии в нашей стране, если в Европе вдруг случится некий форс-мажор.
“Надо минимум три года, чтобы технически и нормативно синхронизировать наши энергосистемы”, – рассказал Валентин Землянский.
Не разделяет оптимизма по поводу реализации новой модели энергорынка Украины и президент Ассоциации операторов распределительных электрических сетей (АОРЭС) Виталий Григоровский. По его словам, эффективность реформы будет зависеть, прежде всего, от правильности трактовки положений закона и, соответственно, создания на их базе норм вторичного законодательства. В настоящее время рабочие группы трудятся над созданием либо изменением около 50 подзаконных актов, которые и станут правилами поведения на рынке. (Константин Симоненко, ubr.ua/Энергетика Украины и мира)