Следующий отопительный сезон может принести украинцам неприятный сюрприз: даже если запасов газа в стране будет достаточно, “голубое топливо” рискует просто не дойти до потребителя. На сегодняшний день техническое состояние сетей “Укртрансгаза” близко к критическому: недостаток финансирования не позволяет поддерживать газотранспортные сети в рабочем состоянии.
Где деньги?
На самом деле, не стоит думать, что денег на ГТС в Украине нет. “Нафтогаз”, чьей “дочкой” является ПАО “Укртрансгаз”, устами своего главы Андрея Коболева регулярно отчитывается о своих выдающихся успехах. Куда идут эти деньги – вопрос очень интересный: во всяком случае, явно не на поддержание газотранспортной системы в рабочем состоянии, не говоря уже о реновации. Начиная с марта 2017 года программы ремонта, техобслуживания и капитальных инвестиций для “Укртрансгаза” полностью остановлены. То ли команда Коболева всерьез решила, что ГТС – это такой самовосстанавливающийся ресурс, который чудесным образом сам себя ремонтирует и поддерживает в функционирующем состоянии, то ли у кого-то насчет украинской газотранспортной системы имеются свои, причем весьма своеобразные соображения.
Результат, естественно, не заставил себя ждать. По имеющейся информации, начиная с апреля на компрессорных станциях филиалов “Укртрансгаза” по всей стране произошло более 20 (!) аварийных остановок газозакачивающих агрегатов: из них 11 – в “Черкассытрансгазе”, 6 – в “Прикарпартьетрангазе” и 4 – в “Киевтрансгазе”. Если бы это случилось в отопительный сезон, жители окружающих населенных пунктов остались бы без газа, а поставки в страны ЕС, куда Украина перекачивает газ, были бы сорваны.
Каждый раз на аварийную остановку, ремонт и повторный запуск агрегата уходит дополнительно около 10 тыс. кубов газа, то есть около 80 тыс. грн. Таким образом, решение менеджмента “Нафтогаза” оставить украинские ГТС на голодном пайке уже стоило стране более 1,6 млн. грн.
Со временем газотранспортные сети отнюдь не молодеют, а это значит, что количество аварий вполне вероятно будет возрастать в геометрической прогрессии. Стараниями Коболева и назначенного им члена правления “Укртрансгаза” Романа Биляги годовой план капитальных инвестиций “Укртрансгаза” завис на критически низком уровне – 3%, план закупок – на 11%, производственных программ и программ технического обслуживания – на 18%.
Хуже всего дело обстоит с капитальным ремонтом магистральных газопроводов, скважин подземных газохранилищ и ремонтом газоперекачивающих агрегатов. И, наконец, запасы одоранта (химреагента, который придает запах природному газу) также критически низки – а ведь эксплуатировать ГТС без использования одоранта запрещено не только отечественными, но и мировыми стандартами.
Кому выгодно?
Вышеперечисленные реалии плохо гармонируют с лозунгами о газовой независимости, которые часто повторяет руководство “Нафтогаза”. К 2020 году некогда мощная украинская ГТС рискует превратиться в руины. А между тем, “Нафтогаз” на протяжении десятилетий исправно получал от российского “Газпрома” 100% оплату за транзит по территории Украины. Самим газотранспортным системам от этой суммы доставалось лишь 30%, 70% оседало в самом “Нафтогазе”. Возникает закономерный вопрос: куда “Нафтогаз” годами тратил эти деньги?
Есть, не менее закономерный, вопрос: кому выгодно уничтожение украинской газотранспортной системы? Менеджмент “Нафтогаза” может сколько угодно кричать о газовой независимости, но результаты их трудов таковы, что можно предположить, что на самом деле процветание отрасли интересует чиновников меньше всего.
То, что “Нафтогаз” то и дело сотрясают коррупционные скандалы – не новость. Уже упоминавшийся Роман Биляга ранее засветился в тендерном сговоре частных бизнес-структур и “Укргаздобычи” (еще одного предприятия в составе “Нафтогаза”). В переписке с советником главы правления “Укргаздобычи” – Андреем Хоменко – Биляга давал инструкции, как “правильно” подать документы на тендер, чтобы выиграл заранее определенный победитель. Итогом этого сговора стал ущерб для государства на сумму более 300 млн. грн. и уголовное производство, открытое Генпрокуратурой против руководства “Укргаздобычи”.
Впрочем, это не помешало Коболеву в марте прошлого года обратиться к тогдашнему министру экономразвития Абромавичусу с просьбой ввести Романа Билягу в члены правления НАК “Нафтогаз Украины”. В качестве полезных трудовых навыков претендента Коболев указал, что Биляга шесть лет был топ-менеджером российской “ТНК ВР”, а затем руководил ООО “Восток” – компанией, управляющей сетью заправок “ТНК”.
Переманив в 2014 году под свое крыло этот ценный российский “кадр”, Коболев год спустя создал специально под Билягу должность “директора по формированию методологии закупок предприятиями сферы корпоративного управления “Нафтогаза”. В переводе на простой человеческий язык, это означало, что Биляга становится “смотрящим” за нафтогазовскими тендерами.
Результаты трудов нового назначенца впоследствии оценит Генпрокуратура (см. уже упоминавшееся уголовное производство относительно скандала в “Укргаздобыче”). Однако сам Биляга вышел сухим из воды. Именно в этом качестве бывший топ-менеджер российской “ТНК” под чутким руководством Коболева “прибил” украинскую ГТС, запланировав в марте 2017-го годовое финансирование капинвестиций в “Укртрансгазе” “на уровне негативного сценария, предусматривающего прекращение транзита природного газа через территорию Украины в 2019 году”.
В переводе, опять же, на человеческий язык, это означало, что финансирование украинских ГТС ужали фактически до нуля. То есть, по мнению руководства “Нафтогаза”, газотранспортные системы Украине не нужны – хотя они занимаются не только пресловутой перекачкой газа из России в Европу, но и транспортировкой его по территории Украины для украинских потребителей.
Перспективы этого решения ужасающи, и это уже успели оценить правоохранители, экстренно инициировавшие создание правительственной комиссии для урегулирования угрозы остановки ГТС Украины.
В ответ были публичные обвинения в злоупотреблении служебным положением и лоббировании интересов отдельных предприятий “Укртрансгаза”. Кому выгодна эта информационная кампания, догадаться несложно. ГТС – один из ключевых стратегических ресурсов нашей страны. Уничтожить его – фактически означает подорвать независимость Украины, без открытых боевых действий, без введения войск и даже без особых материальных затрат. Достаточно всего лишь нескольких людей, расставленных на нужные посты, и газотранспортная система разрушится сама собой. И если украинские власти не будут противостоять этому плану, последствия будут катастрофичны. (Антон Чижов, Апостроф/Энергетика Украины и мира)