Вместо представителей “Свободы” в Госгеонадра зашли креатуры Максима Мартынюка в интересах Владимира Гройсмана и Остапа Семерака в интересах Арсения Яценюка. За что шла война?
В конце мая не состоялся очередной конкурс по избранию руководителя Государственной службы геологии и недр (Госгеонадра). По результатам третьего этапа конкурса – собеседования с кандидатами – ни один из них не набрал необходимого количества балов.
Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы обратилась к Кабмину с просьбой назначить новый конкурс.
Однако руководство Госгеонадр все же сменилось. Вместо Николая Бояркина и. о. руководителя службы распоряжением Кабмина был назначен Олег Кирилюк, первым заместителем руководителя – Николай Фощий.
Госгеонадра – ключевая структура по распределению так называемых специальных разрешений (лицензий) на пользование недрами – добычу полезных ископаемых, воды, песка и т. д.
Она была создана в 2010 г. при президенте Викторе Януковиче на базе Госкомитета природных ресурсов. Сам комитет в 2003-2004 гг. возглавлял Николай Злочевский. Теперь он владелец группы газодобывающих компаний Burisma – самого крупного в Украине частного газодобывающего объединения.
При Януковиче Госгеонадра возглавлял Эдуард Ставицкий. А позже, когда он пошел на повышение на должность министров экологии, а затем – энергетики, его ставленники.
Начало свободы
После революции в начале 2014 года Министерство экологии и природных ресурсов возглавил представитель ВО “Свобода” Андрей Мохник. От этой же политической силы были расставлены люди на входящих в сферу управления министерства структурах.
Госгеонадра возглавил Дмитрий Кащук – выходец из Львова. Как сообщали журналисты “Слидство.Инфо”, ранее Кащук работал во львовской компании-перевозчике “Фиакр”, принадлежащей Евгению Билинскому – депутату Львовского горсовета от ВО “Свобода”.
Билинский, в свою очередь – креатура Игоря Кривецкого, одного из руководителей ВО “Свобода”, отвечающего за финансирование партии.
Министры от “Свободы” Андрей Мохник и Игорь Швайка (Минагрополитики) ушли в отставку еще в ноябре 2014 г., не проработав и полного года.
Однако Госгеонадра все же остались под контролем “Свободы”. В январе 2015 года исполняющим обязанности руководителя службы стал Николай Бояркин – директор департамента по организационной работе и персоналу Службы.
“Бояркин ничего не решает, – говорит один из лицензиатов на условиях анонимности, который до сих пор пытается получить спецразрешение на добычу ресурса. – Решают сам Дмитрий Кащук и советник руководителя Денис Жегалов”.
По словам собеседника, Кащук лично предлагал ему решить вопрос со спецразрешением за $50 тыс. при том, что службой в это время руководил Бояркин.
Токсичная служба
О том, что Служба при Бояркине находилась под контролем ВО “Свобода” говорит и тот факт, что НАК “Надра Украины”, которое находится в структуре управления Госгеонадра, до сих пор возглавляет Ярослав Климович, назначенный Кащуком.
Примечательно, что Климович не уволил из “Надра Украины” Максима Максименцева – одного из исполнителей в схемах Ставицкого, который работает в госкомпании еще с 2005 г.
Как сообщал Insider в 2014 г., Максименцев, будучи заместителем главы правления НАК “Надра Украины”, создал компанию “Надра-Геоинвест”, передав ей два спецразрешения на добычу газа. Половина “Надра-Геоинвест” принадлежала госкомпании, вторая половина – фирме “Гео-Инвест”, основанной супругой Максименцева.
Зачем функционеры ВО “Свобода” сменили Кащука на Бояркина? Собеседники в рынке рассказывают, что связь Кащука с его политической силой была слишком очевидной. Это вызывало риски для имиджа партии, учитывая многочисленные скандалы в Госгеонадра.
В скандалы неоднократно попадал и сам Бояркин. В апреле 2016 г. программа Схемы сообщала, что Госгеонадра выдали спецразрешение на разработку лабрадоритового месторождения фирме сестры Дениса Жегалова – советника и.о. главы Госгеонадр.
В ноябре 2016 года, НАБУ открыло производство в отношении Бояркина. Оказалось, что его мать купила недвижимость, стоимость которой превышает совокупный доход семьи. Сам Бояркин рассказывал БЦ, что средства на покупку мать взяла в долг.
Новые кадры Гройсмана и Яценюка
С приходом нового правительства в апреле 2016 г., власть пыталась сменить руководство в Госгеонадрах. В октябре 2016 года прошел первый конкурс на замещение должности руководителя. В конкурсе победил Николай Фощий. Олег Кирилюк был избран конкурсной комиссией его замом.
Кирилюк родом из Житомира. Он руководил сахарным заводом “Червонский сахарник”, который принадлежал Татьяне Засухе, на тот момент – народному депутату от Партии регионов.
По словам собеседников среди кандидатов на главу Госгеонадр, Кирирлюк представляет интересы Максима Мартынюка – доверенного лица премьера Владимира Гройсмана.
С июля 2016 г. винничанин Мартынюк – первый заместитель министра аграрной политики. После отставки министра Тараса Кутового, которая состоялась в мае, Мартынюк стал исполняющим обязанности главы ведомства.
До этого, с марта 2015 г. Мартынюк руководил Госгеокадстром. В этот период было представление на утверждение Олега Кирилюка заместителем главы Госгеокадастра. Однако его так и не утвердил Кабмин.
Еще ранее, с марта 2014 года, Мартынюк руководил Государственной архитектурно-строительной инспекцией. В это время Кирилюк был начальником Житомирского управления Госархстройинспекции.
Николай Фощий – креатура министра экологии Остапа Семерака, который вошел в правительство по квоте “Народного фронта” Арсения Яценюка.
Ранее Фощий долгое время возглавлял казенное предприятие “Пивденьукргеология”, которое входит в структуру Госгеонадр. Когда в 2016 г. группа Кащука поняла, что Фощия продвигает профильный министр, он был уволен с должности.
Руководители Госгеонадр вменяли Фощию невыплату зарплаты сотрудникам его предприятия и трудоустройство собственного сына на должность своего заместителя.
Год борьбы за кресло
В течение года правительство не могло убрать из службы людей из “Свободы”. После оглашения итогов конкурса, его результаты сразу же были обжалованы в суде другими кандидатами, среди которых были и сотрудники Госгеонадр и руководители входящих в структуру службы предприятий. Другими словами – прямые подчиненные Бояркина.
При любой попытке завести в службу правительственных представителей, к процессу подключались специально привлеченные “гражданские активисты”.
В частности, Бояркина защищает общественная организация “Геология Украины”. Ее учредители – Светлана Якимец и Ольга Картунова.
Они же основали общественную организацию “Институт мониторинга рынка подакцизных товаров”. Судя по всему, полем деятельности для этой организации является “Укрспирт”, который входит в структуру минагрополитики. Как известно, в 2014 году это министерство возглавлял еще один представитель ВО “Свобода” – Игорь Швайка.
Кульминация наступила в мае 2017 года. Поняв, что руководство Госнгеонадр невозможно сменить административным путем, представители правительства взяли на вооружение методы оппонентов.
В 5 часов утра 25 мая, еще до обнародования распоряжений правительства о назначении, Кирилюк и Фощий вместе с группой собственных “гражданских активистов” зашли в помещение Госгеонадр и забаррикадировались в кабинете руководителя. Наглядно цинизм борьбы за службу показала программа “Наши гроши”.
Примечательно, что отставки Бояркина добиваются и активисты общественной организации “Стоп Коррупции”, которая выпускает одноименную программу расследований на “Пятом канале”, принадлежащем президенту Петру Порошенко.
По словам собеседников БЦ, политическая сила президента – Блок Петра Порошенко (БПП) – не стала брать активного участия в борьбе за Госгеонадра.
“Они договорились, что БПП отойдут “ГеолЭкспртиза” и “Геоинформ” – основные структуры в процессе выдачи спецразрешений”, – говорит на условиях анонимности один из кандидатов на главу Госгеонадр.
ГНПП “Государственный геологический фонд” (Геоинформ) в структуре Госгеонадр занимается сбором и оцифровкой всей геологической информации. ГГП “Госкомиссия по экспертизе геологических проектов и смет “Геолэкспертиза” проводит оценку геологических проектов, следовательно – на прямую влияет на выдачу спецразрешений.
Негосударственная касса
Очевидно, что ни Кирилюк, ни Фощий не собираются реформировать службу и раздавать спецразрешения исключительно за легальную плату.
Участники рынка характеризуют работу службы, как “обилечивать соискателей спецразрешений”. Другими словами, любая политическая сила использует ведомство, как коррупционную кормушку, которая приносит деньги с неофициальной платы пользователей недр за спецразрешения.
Сам Бояркин в интервью БЦ сообщал, что заработная плата руководителя Госгеонадр составляет 9-11 тыс. грн. Очевидно, что ни один нормальный человек не будет участвовать в войне за должность, приносящую $400 в месяц.
Один из кандидатов рассказал БЦ, что еще до проведения конкурса имел собеседование с народным депутатом, курирующим энергетику.
“Все очень просто. Обещают провести через конкурс на главу Госгеонадр, если возьмешь советником нужного человека. При руководителе всегда должен быть кассир”, – говорит он. (Сергей Головнев, Бизнес Цензор/Энергетика Украины и мира)