В последние несколько лет в США нефтеперерабатывающие предприятия начали испытывать трудности ввиду увеличения мировых цен нефти и, соответственно, производственных издержек при одновременном снижении прибыли, несмотря на рост розничных цен на моторное топливо на внутреннем рынке. В конце 2011 г. – первой половине 2012 г. в стране, и в первую очередь на ее восточном побережье, прокатилась волна остановок и продаж НПЗ.
В сентябре 2011 г. компания “Sunoco Inc.” (шт. Филадельфия) объявила о намерении выйти из этого бизнеса и сконцентрировать усилия на более выгодных рыночных сегментах – логистике и розничной торговле нефтепродуктами (указанной компании принадлежат два НПЗ суммарной мощностью 505 тыс. барр./сут.).
В конце 2011 г. “Sunoco Inc.” остановила производство на заводе “Marcus Hook”, а в середине текущего года предполагала прекратить деятельность и второго предприятия (“Philadelphia”).
Компания “ConocoPhilips” закрыла НПЗ “Trainer ConocoPhilips” (мощность – 185 тыс. барр. нефти в сутки). В апреле 2012 г. фирма “Delta Air Lines Inc.” проявила интерес к данному активу и начала переговоры о снижении его цены.
Совместное венчурное предприятие “Hovensa” (“Hess Corp.” и “Petroleos de Venezuela”) остановило НПЗ мощностью 350 тыс. барр./сут., а затем продало его фирме “U.S. East Coast”.
Ряд аналитиков указывает на то обстоятельство, что в секторе “down stream” конкуренция традиционно сильна на востоке США, поэтому негативная тенденция первой затронула именно этот регион.
НПЗ на побережье Мексиканского залива характеризуются несколько большей рентабельностью, поскольку снабжаются более дешевым сырьем, поступающим из Мексики и Венесуэлы. Однако и там подобный тренд начал усиливаться ввиду постепенного замещения тяжелых видов нефти на легкие, которые в настоящее время на внутреннем рынке страны имеют ценовое преимущество.
В то же время в центральных и западных штатах США нефтепереработка остается прибыльным делом из-за низких цен на местную и канадскую нефть и высоких расходов на ее транспортировку в другие регионы страны.
В ближайшем будущем логистика поставок нефти может измениться ввиду ввода в эксплуатацию трубопровода “Keystone XL” (протяженность – около 2,5 тыс. км, пропускная способность – 1,3 млн. барр./сут., предполагаемый ввод в эксплуатацию – 2013 г.), по которому предполагается транспортировать тяжелую канадскую нефть в центральную часть США и далее, возможно, в их восточный регион с целью снижения национального ввоза данного типа сырья (что может создать определенные трудности для Венесуэлы и Мексики). В январе 2012 г. корпорация “TransCanada Co” получила от президента США первые разрешения на реализацию проекта “Keystone XL”.
Еще одной важной проблемой сектора нефтепереработки является рост стоимости катализаторов, производимых из редкоземельных металлов, добываемых в основном в Китае. В конце 2000-х годов стоимость оксида лантана выросла с $5-8 до $140/кг. Положение усугубляется также снижением собственной добычи крупнейшим национальным комбинатом “Molycorp. Inc.”. Выходом из сложившейся ситуации является разработка новых видов катализаторов, в производстве которых используются другие химические элементы. Американскими компаниями “Grace Davison” и “Rive Technology” ведутся успешные работы в данном направлении.
В целом, по оценке Департамента энергетической информации, в 2011 г. – начале 2012 г. коэффициент загрузки национальных нефтеперерабатывающих мощностей находился на уровне 90% (примерно 17,7 млн. барр./сут.). С каждым годом США становятся все более самодостаточными в плане обеспечения жидким моторным топливом. В 2005-2006 гг. зависимость страны от импорта нефти находилась на уровне 60%, в 2010 г. данный показатель сократился до 50%, а к 2035 г. возможно его дальнейшее снижение до 35%. Это стало возможным благодаря трем основным факторам: наращиванию выпуска биотоплива, росту внутреннего потребления дизельного топлива, а также принятию новых стандартов в автомобильной промышленности, направленных на повышение экономичности двигателей внутреннего сгорания.
(Статья подготовлена по материалам сайта spb.pulscen.ru).