Газопровод “Южный поток” не попадает под действие норм Евросоюза, заявляют в российском Министерстве энергетики. Однако в Еврокомиссии (ЕК) прямо противоположное мнение. Еврочиновники требуют пересмотреть двусторонние соглашения транзитных стран с Россией, чтобы привести их в соответствие с нормами Евросоюза. При этом сами страны-участницы уже сделали шаг в сторону от подписанных с Москвой соглашений. Шесть стран ЕС – Венгрия, Болгария, Хорватия, Словения, Австрия и Греция, а также Сербия – поручили Еврокомиссии вести от их имени переговоры с Россией по “Южному потоку”. Часть экспертов надеются, что до заморозки ЮП дело не дойдет, и Москва пойдет на уступки еврочиновникам.

В споре о “Южном потоке” на фоне украинского конфликта у Москвы и Брюсселя прямо противоположные интересы. Москва хочет покончить с транзитной зависимостью от Украины и оставить ее тем самым без газотранспортных доходов. Это прямо противоречит интересам еврочиновников, которые хотели бы предотвратить дефолт Киева – причем за российские деньги, – а также сохранить ключевую транзитную позицию Украины. Поэтому в идеале Киев и Брюссель хотели бы заморозить ЮП, а Россия – как можно быстрее его построить. Однако этот принципиальный спор облечен в форму юридических разногласий – должен ли ЮП подчиняться нормам ЕС или не должен.

Россия подготовила новый проект соглашения с Евросоюзом о трансграничных газопроводах. Об этом заявил министр энергетики Александр Новак, передает Интерфакс.

Новак добавил, что передать документ представителям ЕС планируется 21 декабря в Брюсселе. По словам чиновников Минэнерго, проект соглашения касается фактически только “Северного потока” и “Южного потока”. Подписание соглашения о трансграничных газопроводах могло бы снять разногласия России и ЕС в части применения так называемого третьего энергопакета.

Между тем в ответ на решение стран-участниц передать полномочия переговоров Еврокомиссии ее комиссары подтвердили свою заинтересованность в проекте газопровода и готовность вести переговоры с Россией. “Это является гарантией для нас, что этот проект будет реализован в соответствии с европейским законодательством”, – заявил министр иностранных дел Болгарии Кристиан Вигенин.

В начале декабря Еврокомиссия заявила, что использование ЮП в том виде, в каком оно планировалось, не соответствует нормам третьего энергопакета. Евросоюз разрешит эксплуатировать трубопровод, если функции производителя и поставщика газа будут разделены, когда “Газпром” лишится монополии на транспортировку газа по “Южному потоку” и когда ценообразование в газовых сделках России станет прозрачным.

Эксперты пока не готовы предсказать результаты конфликта вокруг ЮП. Передача странами-партнерами переговоров в руки Евросоюза не означает их отказа от обязательств перед Россией, считает ведущий эксперт “Финам Менеджмент” Дмитрий Баранов. “Существует определенная процедура расторжения таких договоров, и о ее пуске никто из этих стран не объявлял. То, что они доверили вести переговоры, означает лишь одно – это было сделано для выработки единой согласованной позиции стран как с интересом Евросоюза, так и их собственных интересов. Переговоры в таком формате упрощают достижение компромисса, и на его основе можно быстро внести правки во все подписанные договоры между “Газпромом” и странами – участницами проекта”, – уверен Баранов.

Большинство экспертов полагают, что сколько бы ни продолжались переговоры, строительство “Южного потока” заморожено не будет. Они также считают маловероятным сценарий, при котором ЕС будет специально затягивать решение вопроса, чтобы Россия как можно дольше обеспечивала Украину платой за транзит.

“Украина – дополнительный фактор, а не главный”, – считает завсектором Института мировой экономики РАН Борис Фрумкин. “При желании трубопроводные поставки с Украины и так могут быть сняты за счет газопровода “Ямал-Европа” и “Северного потока”. Новый трубопровод важен для самой Европы уже тем, что крепче привяжет Россию к Европейскому газовому рынку”, – добавляет эксперт.

Ни Евросоюзу, ни России, ни странам-партнерам заморозка газопровода не выгодна, а значит, поиск компромисса неизбежен. Но какую цену придется заплатить за него “Газпрому”? Старший аналитик компании “Альпари” Анна Бодрова полагает, что переговоры неизбежно затронут текущие тарифы на газ. “Сейчас ЕК будет максимально сбивать цены, и если ранее “Газпром” готов был стоять на ценах выше $230, то теперь стоимость газа может сократиться до $180-190/тыс. куб. м, причем контракт может быть долгосрочным с плавающим дисконтом”, – считает эксперт.

Евросоюзу тоже придется пойти на определенные уступки, полагает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. “ЕК будет настаивать на предоставлении доступа к половине мощностей “Южного потока” сторонним компаниям. В обозримой перспективе на эти мощности может претендовать только Азербайджан, но он планирует поставлять в Европу только 10 млрд. куб. м по газопроводу ТАП (который еще предстоит построить), из которых 8 млрд. куб. м должно пойти на юг Италии, чтобы заместить снижение поставок газа из Ливии и Алжира. “Южный поток” должен прийти на север Италии. Все страны, через которые пройдет “Южный поток”, будут настаивать на том, чтобы он был максимально наполнен, так как они заинтересованы в получении платежей за транзит газа. Очевидно, что ЕК придется сделать временное исключение для “Газпрома”, чтобы он смог заполнить трубу, но они постараются оставить для себя лазейку, чтобы в случае появления на юге Европы стороннего газа он смог бы попасть в “Южный поток”, – предполагает Правосудов.

Россия также может попытаться отстоять свою позицию и приоритет договоров с партнерами в Международном арбитражном суде. Однако апелляция, по мнению управляющего активами финансовой компании AForex Сергея Ковжарова, скорее всего ничего не даст. “Кроме того, она растянет сам проект на долгие годы, и время будет упущено. Вопрос в том, что перевесит для России – политические соображения или экономический расчет”, – считает эксперт.

Большинство опрошенных “НГ” экспертов полагают, что на время переговоров строительство “Южного потока” не будет приостановлено. “На наш взгляд, проект будет постепенно продвигаться, так как и Россия, и страны, через которые пройдет труба, прямо заинтересованы в ЮП. Возможен сценарий, при котором проект будет реализован лишь частично. Но и это в конечном итоге играет на руку “Газпрому”, так как чем ближе проект к финальной стадии, тем выше переговорная сила монополии”, – считает главный аналитик UFS IC Илья Балакирев. В пресс-службе “Газпрома” заявили, что перспективы развития проекта они считают положительными, а все основные решения на данном этапе будут приниматься государством. (Независимая газета/Энергетика Украины, СНГ, мира)