Россия в 2024 году сократила экспорт бензина через порты и пограничные переходы почти на 30% по сравнению с предыдущим годом – до около 4 миллионов тонн.
Об этом свидетельствуют данные источников в отрасли и расчеты Reuters.
По словам трейдеров, снижение отгрузок связано с действием запрета на экспорт бензина, а также сезонными и внеплановыми ремонтами на российских НПЗ после ударов украинских дронов.
Власти России ввели запрет на вывоз бензина с 1 марта 2024 года для защиты внутреннего рынка. Исключение было сделано для поставок в рамках межправительственных соглашений, в частности, со странами Евразийского экономического союза (в него входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан, – ред.) на топливо, которое вывозят граждане для личного пользования, а также автобензины, предназначенные для оказания международной гуманитарной помощи.
После временной остановки действия эмбарго с 20 мая до конца июля российское правительство вновь вернуло экспортный запрет в августе, разрешив с декабря его вывоз лишь производителям.
Сокращение переработки нефти и внеплановые ремонты на российских НПЗ также вынудили заводы уменьшить экспортные отгрузки бензина для насыщения внутреннего рынка.
Кроме того, в прошлом году продолжала действовать экспортная пошлина для нефтепродуктов объемом 50 тысяч рублей, введенная в 2023 году для ограничения вывоза на экспорт моторного топлива, изначально купленного для внутреннего потребления, по ценам, сниженным путем демпферной субсидии.
Основное падение экспорта автобензинов пришлось на порты России.
Так, поставки топлива через балтийский порт “Усть-Луга”, который ранее был основным направлением экспорта, в 2024 году упали вдвое к предыдущему году. Отгрузки автобензинов через балтийский порт “Высоцк” в прошлом году сократились на 74%.
Поставки автотоплива через арктический порт “Мурманск” в 2024 году упали на 58%, через порт “Кавказ” – почти вдвое, из черноморского порта “Тамань” в прошлом году была отгружена лишь одна партия бензина объемом 30 тыс. тонн после 383 тыс. тонн в 2023 году.
В то же время отгрузка автотоплива в направлении Монголии, которая подписала с Россией соглашение о поставках нефтепродуктов, увеличилась на четверть до 2023 года. Участники рынка считают, что часть этих объемов могли реэкспортировать.
Поставки российского бензина в Узбекистан в 2024 году выросли на 20%, в Таджикистан – сохранилось на уровне 2023 года, в Кыргызстан – сократилось на 7,5%, в Афганистан – упали на 60%.
Экспорт нефтепродуктов из России вырос до пятимесячного максимума в декабре, поскольку завершение сезонного технического обслуживания на нефтеперерабатывающих заводах способствовало увеличению поставок ключевых видов топлива. (Enkorr)