Шансы Украины добиться в суде скидки на российский газ высоки, но процесс может затянуться, считает эксперт.
“Газовая война” между Украиной и Россией перешла в юридическую плоскость: по словам премьера Арсения Яценюка, в конце апреля “Нафтогаз” направил “Газпрому” предарбитражную претензию – официальное уведомление о начале процедуры пересмотра контракта на покупку газа от 2009 г. Как разъяснил глава “Нафтогаза” Андрей Коболев, это предусмотрено процедурой подачи заявки в международный Стокгольмский арбитражный суд, а основные наши требования – снизить цену газа до среднерыночной в Европе ($330-350, вместо $485), отменить требование контракта оплачивать законтрактованные объемы газа, а не фактически купленные, признать недействительными требования “Газпрома” о $18 млрд. штрафа за недобор газа в 2012-13 гг. Коболев утверждает, что, по оценкам юристов, шансы добиться успеха у Украины высоки. Спикер “Газпрома” Сергей Куприянов уже заявил, что намерения Украины беспочвенны: “Контракт подписан в 2009 г. и действовал все время. “Нафтогаз” исполнял его, а с точки зрения международной торговой практики, это значит, что он признавал его. Если что-то нужно было менять в этом договоре, то это нужно было делать раньше”. А министр энергетики РФ Александр Новак пригрозил встречным иском за долги (по их оценкам это до $3,5 млрд.) и за попытку организовать реверсные поставки газа в Украину из Европы.
Как выяснила “Сегодня”, судиться будет для Украины дорогим удовольствием. По официальным данным Стокгольмского арбитража, сбор за регистрацию иска – 1500 евро, админсбор – до 60 тыс. евро, а гонорары арбитров (их трое) – до 300 тыс. То есть в сумме выходит почти 1 млн. евро. Это не считая гонораров адвокатам и других расходов, которые могут траты удвоить. “Наши шансы на победу высоки, так как прецеденты есть – в 2012-13 гг. несколько стран Европы добились через арбитраж снижения цены газа (РФ выполнила решение суда), но судиться можем долго – до 5 лет, так как могут быть встречные иски, затягивание процесса”, – говорит юрист Владимир Столитний. Что касается выполнения решения суда, то по словам Столитнего, оно обязательно, так как и РФ, и Украина подписали – Нью-Йоркскую Конвенцию от 1958 г. о признании и исполнении решений международных иностранных арбитражных судов. Иначе возможно применение к стране политических и экономических санкций, вплоть до ареста ее активов и имущества за рубежом.
Аналитики рынка газа обращают внимание, что предарбитражная претензия – это еще не иск и, возможно, что стороны придут к компромиссу. “В мае намечены еще две трехсторонних встречи с участием представителей ЕС, – говорит независимый эксперт Валентин Землянский. – Что касается заявлений Куприянова, мол, вы 5 лет исполняли контракт, то в 2009 г. мы брали газ по $228, в 2010 г. были Харьковские соглашения и цена $380-400. Ситуация изменилась после их денонсации (отказа) Россией в одностороннем порядке”. Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич полагает, что шансы подачи иска близки к 100%, так, учитывая обострение отношений между Украиной и РФ, найти компромисс маловероятно: “Цена в $268,5, о которой заявлял министр энергоугля Юрий Продан, вряд ли будет, хотя бы потому, что это не логично – одновременно ее требовать и соглашаться покупать газ у Европы по $330-350”.
Пока Украина получает газ из РФ – хотя на встрече в Варшаве 2 мая, в которой участвовал комиссар ЕС по делам энергетики Гюнтер Оттингер, министр энергоугля Украины Юрий Продан и министр энергетики РФ Александр Новак, было зафиксировано, что мы должны более $3 млрд. за поставки в феврале-апреле. Но ситуация может вскоре измениться – Новак уже заявил, что до 31 мая “Нафтогаз” обязан погасить недоимку, иначе с 1 июня газ пойдет нам только по предоплате. То есть его поставки могут прекратиться, пока не поступят деньги.
По словам Продана, Украина готова рассчитаться, как только получит первый транш кредита МВФ (ожидается, что первые $3,2 млрд. придут с 8 по 30 мая), но неясно, сколько платить. Сумму в $2,2 млрд. (февраль-март) мы не оспариваем, так как покупали тогда газ по $268,5/1000 куб. м. Но какой должна быть цена с апреля – непонятно. Россия требует $485, мотивируя повышение тем, что, по условиям договоренностей, если есть долг, то скидка не действует, а мы настаиваем на прежней цене, называя новую “политической”. До конца мая стороны планируют сесть за стол переговоров еще дважды. В то же время, если Украина не получит летом российский газ в объемах 1,5-2 млрд. куб. м ежемесячно для заполнения своих подземных газохранилищ (ПХГ), то осенью и зимой могут начаться перебои с его поставками в Европу, так как для прокачки больших объемов необходим так называемый “подпор” за счет запасов из ПХГ. Глава “Газпрома” Алексей Миллер уже выразил беспокойство по поводу того, что “Нафтогаз” не берет газ впрок в ПХГ.
“Именно эта проблема больше всего беспокоит как ЕС, так и Россию, – утверждает Валентин Землянский. – За бесперебойность подачи газа в ЕС отвечает Россия, а не Украина, поэтому вряд ли стоит опасаться угроз “перекрыть кран” за долги. Наоборот, поставки должны в ближайшее время увеличить, так как для подготовки к зиме в наши ПХГ надо закачать примерно 12 млрд. куб. м газа, на это потребуется до 5 месяцев. Так что времени на переговоры осталось до конца мая. Поэтому наши шансы добиться снижения цены либо закупки “буферного газа” европейцами за их деньги весьма высоки”. С ним согласен и Дмитрий Марунич, назвавший ситуацию патовой. По его словам, у Украины нет ни денег, чтобы платить по $500, ни желания признавать несправедливую цену, а время поджимает. “Я считаю маловероятным жесткое развитие событий, когда из-за сокращения или прекращения поставок сорвется газоснабжение Европы зимой. Но каким может быть компромиссное решение, прогнозировать сегодня сложно”. (Сегодня/Энергетика Украины и стран мира)