14 ноября крупнейшие сети АЗС – WOG, OKKO и “ЛУКойл” – подняли стоимость бензина и ДТ на 1 грн. за литр, посчитали в “Консалтинговой группе А-95”. В среднем же по стране бензин А-92 подорожал сразу на 44 коп. до 16,66 грн./л, стоимость А-95 поднялась на 45 коп. (теперь 16,95 грн./л), а премиальные марки “пятого” прибавили 57 коп.(17,60 грн./л). “ДС” задалась вопросом, а когда же стоимость автомобильного топлива побьет новый психологический барьер в 20 грн. за литр.
Стоимость бензина зависит от двух главных факторов – цен на нефть и курса доллара. Чтобы убрать влияние изменения курса доллара и изменения цены на нефть, и оставляем влияние только внутренних украинских факторов необходимо определить стоимость одного литра топлива A-95 не в деньгах, а в количестве нефти, которую можно купить за такое же количество денег. В таком случае средняя цена колеблется вокруг значения “примерно 1,6 литра сырой нефти за один литр бензина А-95”.
Модель стоимости цены на бензин, в зависимости от цены на нефть, недельной давности разработал проект Texty.org.ua. Например, при условии стоимости барреля нефти марки Brent на уровне $100 (еще пол года назад она была выше) и цене доллара 8 грн. стоимость горючего должна составлять 11,38 грн. за литр. Собственно так и было еще в начале года – например, в феврале.
Около 80% топлива Украина импортирует. Именно поэтому, не смотря на то, что на мировых рынках наметилась устойчивая тенденция падения цен на нефть, бензин на украинских АЗС не спешил дешеветь. Накладываются на это и субъективные факторы, например, трудности трейдеров с покупкой валюты для оплаты за границей импортного топлива. По оценке “Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины”, в октябре дефицит валюты у нефтетрейдеров составил $200 млн. “Есть опасность срыва долгосрочных контрактов с нашими контрагентами в Белоруссии, Румынии, Польше, Болгарии. Деньги есть, нет валюты, и ее негде взять”, – рассказывал глава объединения Леонид Косянчук. Некоторые, впрочем, увидели в этом желание трейдеров купить валюту по более выгодному курсу у государства и дополнительно заработать на курсовой разнице. Однако в течение года нефть на мировых площадках стремительно падала – к ноябрю она опустилась немного ниже отметки в $80/баррель. То есть спустя неделю-две стандартной задержки в корреляции цены на нефть (времени, требуемого, что бы произведенный из нефти бензин попал на АЗС в Украине), цена горючего упала бы до …9,6 грн. за литр. Но тут в игру вступает курсовая разница.
На неделе 10-16 ноября доллар вплотную подошел к отметке 16 грн. – то есть девальвировав за год почти в два раза – и логично предположить, что и стоимость бензина должна была бы вырасти соответственно. То есть бензин уже должен был стоить 19 грн. Однако это не так. В том числе и потому, что стоимость топлива и курс валют не единственные ценообразующие – есть еще аренда, операционные затраты, транспортные, логистические и, в конце концов, маржа бизнеса. Поэтому в итоге цена бензина составляет 16,61 грн. за литр. Такой же уровень – на стелах АЗС.
При каких же условиях стоит ожидать 20 грн. за литр и насколько это вероятно? Два десятка грн. за литр А-95 может быть при комбинации двух условий. Либо, при сохранении стоимости Brent на уровне 80 долларов, если гривна опуститься до 20 грн. за $1. Либо, при сохранении нынешнего курса (в районе 16 грн. за $1), если нефть снова подорожает до $100, как это было еще пол года назад.
Впрочем, президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар отмечает, что этими двумя факторами ограничиваться не стоит и необходимо учитывать геополитические факторы. “Например, если Россия окажет прессинг на основного поставщика – Беларусь та вынуждена будет сократить объемы поставок. Доля белорусов на нем доминирующая”, – отмечает эксперт. В таком случае, цена может дойти до 20 грн. за литр бензина марки А-95 гораздо быстрее. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)