После успешного выхода норвежской государственной компании Statoil на рынок газа Украины в прошлом году, скандинавская страна заняла первое место по поставкам голубого топлива в Европу (более 29 млрд. куб. м). Нынешнее возобновление норвежского лидерства среди экспортеров газа на континенте состоялось после незначительного перерыва в 2011-2012 гг.
Не входящая в ЕС Норвегия тогда ощутила значительное сокращение спроса в Европе, которая боролась с последствиями мирового экономического кризиса. В газовой сфере это выразилось в политике доступа к новым ресурсам Азии, предполагающей расширение конфигурации дальних магистральных газопроводов за счет коренных реформ энергорынков Турции и Украины.
Анкара приняла решение к 2018-2020 гг. провести частичную приватизацию своей ГТС, чтобы допустить частный иностранный капитал в развитие газопроводов из Ирана и Ирака. Киев в 2014 г. приступил к диверсификации поставок углеводородов. И с тех пор газ из ЕС за короткий срок смог занять почти 50% украинского импорта, а правительство страны добилось законодательного закрепления перспективы привлечения частного капитала к аренде и концессии отечественной ГТС.
Работающие в Норвегии глобальные корпорации, такие как Royal Dutch Shell, Statoil и RWE, стремительно расширяют свои позиции за счет открытия украинского рынка, второго в Европе по объемам потребления после Германии. А бюрократы Евросоюза, в свою очередь, завершают первый этап консолидации единой газовой политики разношерстного европейского энергетического рынка. На втором этапе его развитие предполагает увеличение гибкости использования газопроводов Восточной Европы и строительства для этого не менее 12 небольших приграничных интерконнекторов (трубопроводов-перемычек). Их применение облегчает и ускоряет проведение своп-операций по торговле газом, позволяя получать ресурсы с разных направлений.
На состоявшемся 20-22 мая Рижском саммите государств – участников Восточного партнерства ЕС был официально признан прогресс во внедрении перемычки Яссы – Унгены и подготовке интерконнектора Исакча – Вулканешты – эти газопроводы позволят компаниям Молдавии и Украины при минимуме финансовых вложений и юридических усилий начать поставки газа с южного направления. Вместе с недавно построенными и будущими перемычками в Словакии и Венгрии единая система интерконнекторов ЕС в регионе еще в 2013 г. получила брэнд Eastring Gas Pilpelines. Управлять этим кооперационным торговым блоком будет объединение компаний – системных операторов ГТС государств региона вроде учрежденной в 2010 г. в Будапеште корпорации The New European Transmission System (NETS). Эта компания объединила все региональные газотранспортные компании, кроме не входящих в ЕС Украины и Молдовы. Система развития транспорта газа Eastring признана титульным проектом Брюсселя по реформированию местных рынков газа, направленного на снижение монополизации и уровня цен для потребителей.
На Рижском саммите эту систему отметили особо, закрепив ее отдельным протоколом, что произошло впервые в истории Восточного партнерства. В Риге настояли на том, что процесс объединения существующей инфраструктуры на территории Болгарии, Румынии, Венгрии и Словакии служит для того, чтобы “без навязывания юридических прав и обязательств объединить усилия в поиске новых источников и маршрутов поставок природного газа”.
Работающие в Норвегии международные газовые корпорации не могли не отреагировать на подобные изменения в Восточной Европе. В отдаленном будущем наш регион, несомненно, станет солидным потребителем гигантских газовых ресурсов стран Каспия и Ближнего Востока, которые демонстрируют уникально низкую себестоимость добычи.
Но пока европейские и норвежские газовые компании уверенно заполняют вакуум дешевых и удобных поставок. Технически, чтобы удержать этот рынок за собой, корпорациям нужно потратить десятки миллиардов долларов на строительство новых подземных хранилищ газа, чтобы регулировать сезонные перепады давления.
Без рентабельных в эксплуатации старых ПГХ, как и без интерконнекторов, стартовавшие в Восточной Европе изменения газовых рынков будут существенно осложнены. Новые накопительные и регулирующие хранилища, если таковые будут построены, необходимо будет окупать, что неминуемо скажется на цене газа и привлекательности европейской модели реформ.
С учетом этих технических нюансов Украина при ее ведущих в Европе мощностях хранения ПХГ становится для ЕС не менее привлекательной мишенью экспансии, чем Турция, которая пока что побеждает Грецию и Кипр в борьбе за роль газового торгового хаба между гигантским рынком ЕС и по настоящему богатым газовыми ресурсами Востоком. (Comments.ua/Энергетика Украины и мира)