125 млрд. тенге – такую сумму национальный оператор в сфере газоснабжения субсидировал в отрасль в 2015 г. ради сдерживания тарифов на газ для конечных потребителей.

18 декабря на официальном сайте АО “КазТрансГаз” была опубликована информация о деятельности компании за 2015 г. На первый взгляд выглядит она как дежурный отчет о проделанной работе. Он так и остался бы незамеченным, если бы не некоторые озвученные факты и цифры, которые тянут на настоящую сенсацию. Например, о том, что в 2015 г. Казахстан впервые в истории избавился от импорта иностранного газа. Отныне страна собственными силами и средствами покрывает внутреннюю потребность в этом виде топлива.

Это особенно актуально в свете “газовых конфликтов” в мире, когда углеводороды порой становится разменной монетой в политической борьбе. И наличие собственного газа – один из важнейших пунктов в обеспечении топливно-сырьевой независимости.

Это важное для страны событие почему-то без особого ажиотажа скромно произошло 17 ноября 2015 г., когда завершилось строительство участка “Бейнеу – Бозой” газопровода “Бейнеу – Бозой – Шымкент” и нитки “С” магистрального газопровода “Казахстан – Китай”. До этого юг Казахстана отапливался газом из Узбекистана, который шел транзитом через Кыргызстан. И в сильные холода зимой несколько регионов Казахстана испытывали реальный дефицит топлива. Теперь газ на юг поступает с западных регионов страны.

Полностью проект “Бейнеу – Бозой – Шымкент” будет завершен в 2017 г., проектная мощность всех трех ниток составит 55 млрд. куб. м газа в год. Кроме этого, окончание строительства участка “Бейнеу – Бозой” и нитки “С” позволило соединить в единую газотранспортную систему все магистральные газопроводы страны. Кстати, участок “Бейнеу – Бозой” был введен в эксплуатацию на пять месяцев раньше запланированного графика. Это позволило “КазТрансГазу” сэкономить государству $500 млн.

Впрочем, теперь мощностей “КазТрансГаза” хватает не только для того, чтобы обеспечить голубым топливом Казахстан, но и существенно увеличить экспорт. Если в 2014 г. компания продала за рубеж 1,8 млрд. куб. м газа, то в 2015 г. поставки за рубеж составят 2,6 млрд. куб. м, что на 45% больше.

Так в цифрах выглядят итоги работы компании за еще не завершившийся 2015 г.:

К газоснабжению было подключено более 60 тыс. абонентов и 70 населенных пунктов. Теперь более 7 млн. человек в 10 регионах страны получают газ.

Проложено 2,2 тыс. км газопровода, введено в эксплуатацию 1,6 тыс. км магистралей. Теперь на обслуживании у “КазТрансГаза” 54 тыс. км газопровода. Между прочим, эти трубы могли бы 1,5 раза обогнуть Землю по экватору.

Бесперебойную и безаварийную работу всей газотранспортной системы страны обеспечивает более 12 тыс. человек.

Среднесуточный объем добычи газа в Амангельдинской группе месторождений доведен до 1 млн. куб. м.

Успешно проведена сделка по частичному обратному выкупу облигаций на международных рынках капитала на $270 млн., которые были выпущены в 2007 г.

Погашен кредит на $400 млн. Удалось снизить долговые обязательства по группе компаний в три раза: с $1 млрд. до $300 млн.

Очевидно, что активная газификация страны приводит и к улучшению экологии. О проблемах с окружающей средой, кстати, в последнее время все чаще говорят алматинцы, которые травятся городским смогом. Машины дымят выхлопами от сожженного бензина, частный сектор – углем, а городские котельные и электроцентрали – мазутом.

К сожалению, городская программа полного перехода города на газовое отопление пока далека от завершения. А “КазТрансГаз” мог бы как раз стать спасительным кругом для задыхающихся горожан. Обозреватель Forbes.kz специально уточнял в компании, хватит ли объемов и мощностей “КазТрансГаза” для полной газификации Алматы. Последовал однозначный ответ: хватит.

После отпуска тенге в свободное плавание местные акиматы в городах и областях страны ведут активные переговоры с поставщиками коммунальных услуг о сдерживании тарифов. Многие казахстанцы любят жаловаться на расценки монополистов, порой называя их даже “антинародными” компаниями. Но большинство граждан даже не представляют, какими усилиями и какой ценой обходится это сдерживание тарифов. В частности, “КазТрансГаз” только в этом году дотировал на внутренний рынок 125 млрд. тенге для того, чтобы не поднимать цену на голубое топливо. То есть себестоимость газа, который компания добывает или, по большей части, закупает у иностранных добытчиков для внутреннего обеспечения, значительно выше той цены, по которой газ реализуется на внутренний рынок. А ведь компания легко смогла бы потратить эти деньги, например, на полное погашение своих обязательств. Но тогда каждый из 7 млн. казахстанцев, который пользуется газом, заплатил бы за “голубое топливо” в среднем на 17,5 тыс. тенге больше. Но в “КазТрансГазе” пока предпочитают брать эти долги на себя и субсидировать рынок.

Кажется, понятно, кто один из явных претендентов на победу в конкурсе за звание самой народной компаний страны, работающей на благо государства и общества. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий