Как стало известно “Ъ”, государственная “Росгеология” подготовила законопроект, превращающий ее в госкорпорацию. Компания намерена стать главным куратором геологической отрасли и перехватить у Роснедр бюджетные средства на геологоразведку и ключевые полномочия по проведению конкурсов и аукционов на недра.
Участники отрасли и эксперты скептически относятся к перспективам законопроекта, замечая, что против выступят крупные компании-недропользователи.
“Росгеология” направила в Минприроды проект закона о создании на ее базе госкорпорации, предполагающего резкое увеличение полномочий компании. Направляя проект, гендиректор госхолдинга Роман Панов сообщал главе Минприроды Сергею Донскому, что, несмотря на поручение президента, данное еще в 2014 г., и усилия министерства, холдинг так и не получил “приоритетных прав в обеспечении воспроизводства минерально-сырьевой базы и геологического изучения”, хотя это принципиально для “эффективного развития” отрасли. В “Росгеологии” заявили “Ъ”, что не знают о направлении проекта, но источник “Ъ”, близкий к холдингу, говорит, что слышал об этом. В Минприроды “Ъ” сказали, что вопрос прорабатывается.
“Росгеология” была создана указом президента РФ в 2011 г. и за время существования собрала несколько десятков геологоразведочных предприятий. Предполагалось, что холдинг поможет поднять российскую геологоразведку, которая в 1990-2000-х годах практически не получала финансирования. Но проблемы сектора так и не были решены, часть предприятий досталась “Росгеологии” либо с убытками, либо со старой научной базой, а докапитализация не решила проблем отрасли, говорит один из источников “Ъ” в отрасли.
Летом 2015 г. “Росгеология” была на два года определена правительством единственным исполнителем закупок Роснедр по госпрограмме “Воспроизводство минерально-сырьевой базы”, что дало ей гарантию заказов, но в следующем году холдинг потеряет этот статус. По данным Счетной палаты, в 2015 г. программа исполнена на 31,4 млрд. руб. по госконтрактам на геологоразведку. Теперь “Росгеологии” необходимы средства для дальнейшей деятельности, и она, согласно проекту закона, фактически претендует на получение и распределение бюджета Роснедр (подконтрольно Минприроды). Холдинг хочет присоединить и ряд учреждений агентства, в частности ВНИГНИ, поясняет источник “Ъ”, близкий к Минприроды. Проект предполагает передачу “Росгеологии” полномочий Роснедр по проведению аукционов и конкурсов на недра, ведению кадастра месторождений, что дает ей серьезные регуляторные функции. Роман Панов в письме Минприроды отмечает, что ключевые функции по экспертизе проектов, постановке запасов на баланс, лицензированию и контролю сохраняются за Минприроды, Роснедрами (в части процедур лицензирования) и Росприроднадзором. Источник “Ъ” поясняет, что “Росгеология” не претендует на определение победителей конкурсов.
Но в проекте есть пункт, разрешающий “Росгеологии” не только разведку, но и добычу и реализацию полезных ископаемых, то есть она может стать конкурентом других недропользователей. По данным “Ъ”, проект закона в такой редакции с ними не обсуждался. Один из источников в нефтяной отрасли опасается, что появление новой структуры с госполномочиями может привести к конфликту и “забюрократизировать” отрасль. Другой собеседник “Ъ” считает, что проект не пройдет, поскольку у “Росгеологии” не улажен конфликт с “Роснефтью”, блокирующей вместе с ФАС действие приказа, который давал бы холдингу преимущественное право на разработку неизученных участков. Это позволило бы “Росгеологии” получать участки на шельфе, чем и была недовольна нефтекомпания, напоминает собеседник “Ъ”.
В переписке с Минприроды Панов указывает на пример “Росатома” – госкорпорации, объединяющей целую отрасль и имеющей право вносить законопроекты. Аналогия не совсем корректна, у “Росатома” и “Росгеологии” разные истории создания, и если у “Росатома” исторически эксклюзивное право эксплуатировать атомные объекты и определять правила игры, то недропользователей в стране множество, указывает собеседник “Ъ” в крупной горно-металлургической компании. По его мнению, идея сосредоточения полномочий по недрам “в госкорпорации как квазичастной структуре в противовес Роснедрам как чистой функции” довольно спорная. Другой источник “Ъ” видит здесь “передел ресурсов”: “Все, как всегда, зависит от реализации: есть масса примеров, когда даже самая светлая управленческая идея была извращена кривым воплощением”.
Намеренно концентрировать рынок геологоразведки вокруг одной структуры неправильно, он должен развиваться органично, считает Виталий Крюков из Small Letters. Эксперт поясняет, что расширение полномочий “Росгеологии” может привести к недовольству других недропользователей, проект создает угрозу монополизации и в нынешней редакции вряд ли пройдет. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)