Ситуативное снижение цен на оптовом рынке не сможет переломить эту тенденцию.
На оптовом рынке бензина началось некоторое снижение цен на топливо из-за избыточного предложения и традиционного для зимы снижения спроса. Однако, как считают эксперты, на цены в украинской рознице это послабление никак не повлияет – слишком велики валютные риски и экономическая нестабильность в стране. Поэтому топливо на АЗС будет дорожать и дальше.
Середина января отметилась ростом цен на бензин в регионах Украины. 25 января появилось сообщение о том, что бензин и дизтопливо (ДТ) дорожают на региональных заправках в Полтавской области. “Консалтинговая группа А-95” сообщила, что на АЗС сетей “Надежда” и “Автотранс” цены на все виды топлива повысили на 29-30 коп. В итоге, один литр бензина А-92 и А-95 подорожал до 22,79-22,8 грн. за литр, а дизельное топливо (ДТ) – до 21,58-21,59 грн. за литр. Таким образом, средняя цена бензина в регионах составила 23,28-24,03 грн., а ДТ – 21,68 грн. за литр.
Ближе к концу месяца подтянулись и крупные региональные сети, повысив цены на все виды топлива на 30-50 коп. В последние два дня января два крупнейших оператора сети АЗС WOG и OKKO также повысили цену на все виды топлива на 50 коп – до 26,99-27,99 грн. за литр А-95, и 23,99 грн. за 1 литр дизтоплива.
В то же время, по данным “Консалтинговой группы А-95”, оптовая цена бензина в последнюю неделю января начала снижаться в среднем на 100 грн./т. “Апостроф” решил выяснить, почему же, вопреки оптовым розничные цены на бензин растут.
Причины подорожания
Как объяснил директор сети АЗС “Надежда” Евгений Кущ, повышение цен на АЗС их сети вызвано тем, что в продажу поступила партия топлива, купленная уже после повышения курса доллара. Проще говоря – за дорогую валюту.
“До конца праздников у нас в запасе еще оставалось топливо, купленное при более низком курсе доллара, поэтому мы имели возможность не повышать цены. Но теперь такой возможности нет. К сожалению, сейчас повышение цен неизбежно”, – отметил Евгений Кущ в комментарии “Апострофу”.
Как утверждает директор спецпроектов Научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев, повышение валютного курса – не единственная причина для подорожания топлива.
“Украина импортирует около 80% нефтепродуктов. Операторы закупают топливо за валюту, в валюте платят акциз. Поэтому скачек курса, который случился в конце декабря, естественно, повлиял на розничные цены в сторону увеличения”, – поясняет эксперт.
Но и это, по его словам, еще не все. В конце декабря подскочили котировки нефти на мировых рынках, следствием чего стало подорожание топлива на украинской границе примерно на 15-17%. В результате розничные цены на бензин выросли на 70-80 коп., в зависимости от марки. А дизтопливо за месяц подорожало чуть больше из-за выравнивания (в сторону повышения) акциза для всех видов топлива высокого класса.
При этом, как объясняет директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн, декабрьское подорожание нефти и валюты не нашло отражения в розничных ценах, поскольку большинство участников рынка тогда заняли выжидательную позицию.
“Ждали, что может, вдруг, рынок откатится назад. Ведь такое бывает зимой. Поднимать цены на АЗС никто не хотел, потому что это всегда бьет по продажам. Клиенты уходят на другие заправки. Но уже в январе все поняли, что чуда не случилось. Поэтому сегодня мы видим реализацию этого декабрьского запаса и отсроченное подорожание”, – говорит он.
В сети заправок WOG кроме скачка курса валюты к причинам подорожания добавляют также увеличение оптового акциза. С 1 января 2017 г. ставка акциза на бензин выросла на 42 евро до 213,5 евро за 1 тыс. л.
“В среднем ставка налога на бензин была увеличена на 40 евро/т. Конечно это отразилось на розничной стоимости топлива. Учитывая увеличение налога (а это 40-45% цены топлива в рознице), а также рост курса валюты на межбанке, операторы вынуждено подняли цены на бензин А-92, А-95 и ДТ”, – отметили в пресс-службе компании.
В то же время, в WOG отмечают, что старались как можно дольше оттянуть момент поднятия цен, поскольку в нынешней ситуации это значительно сокращает покупательную способность клиентов.
Между тем, еще в конце декабря, когда вместе с государственным бюджетом на 2017 г. Верховная Рада принимала закон, повышающий оптовый акциз на топливо, считалось, что это ни коим образом не повлияет на розничные цены. Поскольку параллельно упраздняли розничный акциз, который не платили недобросовестные трейдеры. Однако, как считает Куюн, эта акцизная рокировка в итоге все-таки повлияла на цену топлива в сторону увеличения.
“Честно говоря, мы не ожидали, что изменения акциза поднимут цену настолько высоко. Этот факт говорит о том, что розничный акциз платили гораздо меньше, чем мы предполагали. А вот от уплаты повышенного оптового акциза, который взимается на таможне, операторы уже не могут увильнуть, поэтому они вынуждены повышать цены”, – говорит он.
Продолжение роста
Эксперты и операторы сходятся во мнении, что в ближайшее время бензин и дизтопливо в Украине может подорожать еще больше. Однако, произойдет это или не зависит, по большей части, от валютного курса.
По мнению Евгения Куща, в регионах стоит ожидать повышения цен на заправках на бензин и ДТ еще на 20-30 коп.
“Думаю, остальные участники рынка тоже будут повышать цены. Продавать дороже вынуждены все операторы, которые работают в правовом поле и платят все налоги и акцизы. Те, кто правильно просчитывают экономику предприятия, видят причины для этого, – считает директор сети АЗС “Надежда”. – Но если валюта “опустится”, а экономика окрепнет, то и наша ценовая политика будет соответствующей”.
Похожего мнения придерживается и Рябцев. “Нефтяные котировки и цена на украинской границе относительно стабилизировались, слегка укрепился курс гривны. Все это стабилизировало оптовые цены и даже слегка снизило их. Но я не могу сказать, что это снижение значительное. Также при этом все же остаются валютные и экономические риски. Поэтому очень сомнительно, чтобы нынешний откат оптовых цен как-то отразился на ценах в рознице. Все риски будущего роста цен закладываются в стоимость нефтепродуктов для конечных потребителей. Думаю, из-за этого мы сейчас переплачиваем порядка 2 грн. на литре. Но обвинять операторов в чем-либо сложно. Уж очень велики валютные и экономические риски”, – считает эксперт.
При этом он еще раз подчеркивает, что основной фактор, влияющий на расценки на украинских АЗС, – валютный курс и экономическая нестабильность. В то время, как на мировых рынках нет предпосылок для подорожания нефти и топлива.
В то же время, Куюн считает, что помимо названных выше причин на розничную цену топлива продолжит влиять еще и “эхо” от декабрьского подорожания валюты и нефти.
“К сожалению, сегодня существую все предпосылки для того, чтобы в ближайшие две недели цены повысились еще минимум на 1 грн. Думаю, уже сегодня на заправках цена должна быть выше где-то на 1 грн., против той, что есть. Именно из-за того, что розница не успевает за “пересмотром” оптовых цен”, – считает эксперт. (Антонина Бажан, Апостроф/Энергетика Украины и мира)