Об этом обозревателю Forbes.kz в эксклюзивном интервью рассказал заместитель председателя правления по корпоративному центру АО НК “КазМунайГаз” Данияр Берлибаев.
В марте в Сибиу (Румыния) прошло ежегодное собрание менеджмента группы компаний KMG International, зарубежного актива АО “НК “КазМунайГаз”. На мероприятии побывала и обозреватель Forbes.kz, которая побеседовала с заместителем председателя правления по корпоративному центру АО НК “КазМунайГаз” Данияром Берлибаевым и исполнительным директором CEFC Зангом Жианжуном.
Как нефтяной компании заработать при низких ценах на нефть
АО “НК “КазМунайГаз” приобрело румынскую топливную компанию Rompetrol в 2007 г., но привлекать пристальное внимание общественности она начала пару лет назад. Интерес к компании во многом объяснялся тем, что в условиях снижения цен на нефть, компания демонстрировала рост финансовых показателей, ежегодно достигая новых вершин. Этот год не стал исключением. По итогам 2016 г., согласно неаудированной финансовой отчетности, EBITDA KMG International достигла $239 млн., а чистая прибыль – $88 млн.
Показателей, по словам генерального директора KMG International Жаната Тусупбекова, удалось достичь за счет увеличения объема переработанного сырья на 9% и увеличения объема продаж нефтепродуктов на основном рынке Румынии на 13%. Также не последнюю роль здесь сыграли и программы по усовершенствованию производственных процессов – роста производительности, снижения операционных затрат, а также проектов в рамках программы трансформации бизнеса, инициированной в 2013 г. под названием “Изменение к лучшему”, о которой мы неоднократно писали. Финансовый эффект только от реализации программы трансформации в 2016 г. насчитывает приблизительно $84 млн.
Между тем, основные заслуги в развитии компании и росте ее финансовых показателей Жанат Тусупбеков причисляет коллективу KMG International. В ходе своего выступления он выразил благодарность команде и напомнил какой путь они прошли за 5 лет работы.
– Пять лет назад – в 2012 г. – мы начали путь масштабных изменений в компании. За это время нам удалось сформировать целеустремленную команду единомышленников и преобразовать компанию из устойчиво убыточной в уверенно развивающуюся. С 2012 г. основные финансово-операционные показатели выросли в разы! Минувший год стал без преувеличения самым успешным в истории группы. Мы добились рекордных операционных и финансовых показателей. За любыми проектами и цифрами стоят личности, мы с вами. Сегодня в этом зале собрались люди, которые принимали самое непосредственное участие в достижении столь высоких результатов. Именно вы стали инициаторами важнейших инициатив, проводниками новых изменений. Вы по крупицам вносили свою лепту в реализацию перемен, открывая для компании новые горизонты развития. Именно поэтому мы по праву можем гордиться достигнутыми результатами. Это наша с вами общая победа! – обратился он к специалистам.
КМГ закрывает окно в Европу?
Приобретая румынскую топливную компанию, в КМГ говорили о том, что это будет “окном в Европу”, через которое нацкомпания выйдет на международный рынок. После того, как стало известно о том, что КМГ и CEFC подписали соглашение, подтверждающее намерение по осуществлению сделки о реализации части акций KMG International, в обществе поползли слухи о том, что нацкомпания собирается “закрыть окно в Европу”, которое так усиленно расширяли и развивали. Другие выражали обеспокоенность тем, что с приходом в состав акционеров KMG International китайцы будут тормозить развитие компании, инвестирование в новые проекты и перестанут закупать казахстанское сырье для румынских заводов.
Обозреватель Forbes.kz озвучила все опасения казахстанцев заместителю председателя правления по корпоративному центру АО НК “КазМунайГаз” Данияру Берлибаеву и попросила его прокомментировать их.
– Вы правы, Rompetrol был для нас стратегическим приобретением в силу нескольких причин. Казахстан ежегодно добывает больше 80 млн. т нефти. Даже с учетом полной загрузки отечественных НПЗ после их реконструкции, у нас будет профицит сырья. Нам важно гарантировано экспортировать свою нефть, поэтому в меморандуме, подписанном с CEFC, есть условие согласно которому на наши НПЗ в Румынии КМГ будет продолжать поставлять казахстанскую нефть. Это было важным условием и для китайского партнера, – отметил он.
Еще одним стратегическим направлением КМГ было получение добавленной стоимости от добываемых ресурсов. Основным направлением экспорта казахстанской нефти является Черноморский регион, так как поставку сырья на этот рынок можно осуществить несколькими способами – через КТК, по трубопроводу “Атырау-Самара” и морским путем. Таким образом доставить сырье на рынок Черного моря не представляет для КМГ какой-то сложности. Исходя из этого было принято решение, что нацкомпании необходим большой НПЗ на Черном море. У Rompetrol как раз был такой завод – Petromidia.
– Сейчас мы поставляем сырье в Черноморский регион, где перерабатываем его. И уже из Румынии обеспечиваем поставку премиальных продуктов в 6 стран Евросоюза. Для нас это является естественным хеджем, – отметил Данияр Берлибаев.
Получается, что в условиях падения цен на нефть KMG International обеспечивает материнской компании гарантированный сбыт и прибыль. Конечно, когда цены на нефть были выше $100/баррель, КМГ можно было просто продавать нефть. Но любой нефтяной компании, которая заинтересована в стабильном росте, необходимо производить и продавать продукты с добавленной стоимостью, что и делает нацкомпания.
– Наша работа на Европейском рынке приносит хорошие доходы, а 2016 г. стал для нас рекордным. По этим причинам для нас активы в Румынии и их развитие по-прежнему остаются стратегическим направлением, и останавливаться на достигнутых результат мы не собираемся, а для этого нам нужно пускать новые инвестиционные проекты. Именно поэтому мы нашли партнера, с которым у нас совпадает стратегическое видение, – сказал заместитель председателя правления КМГ.
Пожелав рассеять все сомнения и беспокойство, связанные с предстоящей сделкой с CEFC, Данияр Берлибаев раскрыл некоторые условия сделки по продаже 51% KMG International.
– КМГ остается участником румынского актива и будет контролировать операционную деятельность компании. Под нашим полным контролем будет находиться стратегия развития компании. КМГ по-прежнему гарантировано будет поставлять нефть на румынские НПЗ, а CEFC будет гарантировано финансировать наши проекты. Таким образом мы получаем деньги от продажи акции и гарантированный пакет финансирования. Для нас такой партнер как CEFC, который имеет доступ к финансовым средствам, очень выгоден. В этом партнерстве мы видим новую эру развития нашей компании. И хочу еще раз подчеркнуть, что КМГ все также в этом активе (KMG International) заинтересован, – заключил Данияр Берлибаев.
Китайская сторона медали
Обозреватель Forbes.kz обратилась также к исполнительному директору CEFC Зангу Жианжуну и задала ему несколько вопросов. В первую очередь, мы попросили исполнительного директора китайской компании оценить деятельность менеджмента KMG International, долю в которой CEFC намерен приобрести.
– Команда показала высокий уровень профессионализма. Я очень доволен менеджментом KMG International, – подчеркнул он.
Занг Жианжун рассказал, что сотрудничество с КМГ является стратегическим, и они совместно намереваются усиливать и расширять деятельность KMG International. При этом он заметил, что развивать румынский актив компании намеренны именно совместно, и китайский инвестор в краткосрочной перспективе приобретать 100% KMG International не планирует.
– На данном этапе пока нет конкретных планов по покупке 100% KMG International, и такое предложение от КМГ мы не получали. Но если КМГ обратится к нам с таким предложением, мы готовы рассмотреть такую возможность, так как KMG International демонстрирует очень хорошие финансовые показатели и интересна нам, – признался он.
Занг Жианжун напомнил, что у компании уже есть опыт сотрудничества с КМГ. В конце 2015 г. CEFC приобрел 51% компании Dyneff.
– Мы очень довольны этим приобретением. Мы уверены, что наше сотрудничество в рамках KMG International будет таким же успешным, – отметил исполнительному директору CEFC.
Обе стороны уверены в успехе своего сотрудничества. Более того, их цели и видение развития актива, что очень важно, совпадают. Остается подождать и посмотреть, как все получится на практике. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)