В Украине завершился отопительный сезон. Стране хватило газа и угля, но в будущем запасы топлива должны стать более надежными. Правительству же следует подходить к вопросу энергобезопасности более системно и не полагаться лишь на везение.
Госкомпания ПАО “Укртрансгаз”, которая пока еще остается оператором отечественной газотранспортной системы, включающей в себя подземные хранилища (ПХГ), сообщила, что с 11 марта прекратила отбор газа из этих самых хранилищ и начала его закачку.
Прекращение отбора газа из ПХГ традиционно в Украине сигнализирует об окончании отопительного сезона. Строго говоря, отопительный период продолжается до тех пор, пока в квартирах и домах украинцев не отключают отопление, и обычно это происходит в середине апреля, но, например, в Киеве, по решению местной власти, батареи охладели уже 31 марта, благо – позволяла погода, но также это было сделано из-за того, что нынешней зимой газ и, особенно, уголь, были в дефиците, а потому нужно экономить.
Несмотря на то, что после 11 марта “Укртрансгаз”, на самом деле, продолжил отбор газа в небольших объемах, запасы топлива в хранилищах действительно перестали сокращаться и уже даже немного подросли – если 11 марта в ПХГ было 8,19 млрд. куб. м газа, то по состоянию на 4 апреля (более свежих данных нет) – 8,25 млрд. куб. м.
Украина в середине октября 2016 г. вошла в отопительный сезон с запасами газа на уровне 14,7 млрд. куб. м газа. Таким образом за этот период было израсходовано 6,5 млрд. куб. м.
Минувшей осенью в правительстве по поводу газа разразился скандал. Министерство энергетики и угольной промышленности настаивало на том, чтобы в подземных хранилищах было 17 млрд. куб. м газа, тогда как НАК “Нафтогаз Украины” планировал закачать 14,5 куб. м.
На грани фола
Сегодня можно констатировать, что страна успешно прошла отопительный сезон, несмотря на имевшиеся риски. При этом большой заслуги властей в этом нет, а многое делалось и делается вовсе неправильно.
Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский считает, что осенью в подземные хранилища следовало закачать больше газа. “Риски (отопительного сезона) были касательно объемов газа, которые были закачаны в ПХГ, но нивелированы они были двумя факторами – ранней весной и продолжающимся падением промышленности. Это два фактора, которые позволили нам спокойной пройти отопительный сезон”, – сказал он.
Президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар также констатирует относительную успешность прохождения отопительного периода.”Прошли (отопительный сезон) и, в общем-то неплохо. При всех тех воплях и соплях, которые были, осадок негативный остался именно из-за сопутствовавшей медиакампании. Самый важный результат, наверное, – что отопительный сезон прошли при минимальном уровне запасов (прежде всего газа)”, – отметил эксперт.
При этом, по его словам, в будущем не следует в этом “брать пример” с прошедшего осенне-зимнего периода. “На следующий отопительный сезон формула та же – запасы, запасы и еще раз запасы, а также то, что должна быть скоординированная политика, а не так, что каждый делает, как считает нужным и что хочет”, – сказал Гончар. Он напомнил о конфликте между “Нафтогазом” и Минэнергоугля, подчеркнув, что, несмотря на то, что расчеты НАК оказались более верными, позиция министерства также была правильной, так как работать на минимуме запасов слишком рискованно.
Угольный сюрприз
Но, если по газу особых неожиданностей нынешней зимой не было, то ситуация с углем оказалась довольно-таки непростой. С конца января активисты начали торгово-транспортную блокаду временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, в результате чего прекратились поставки дефицитного угля антрацитовых марок, который добывается только в ОРДЛО. Кабинет министров в связи с этим ввел чрезвычайные меры в сфере энергетики, в частности, предусматривающие сокращение вдвое потребление угля-антрацита.
По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, в Украине необходимо сформировать постоянный запас угля в 1,9-2 млн. т для стабильной работы энергосистемы.
К октябрю прошлого года на складах украинских ТЭС и ТЭЦ было накоплено 1,72 млн. т угля, но по состоянию на 3 апреля нынешнего года запасы, на самом деле, перевалили за 1,9 млн. т. Однако прирост обеспечивается за счет угля газовой группы, добываемого на подконтрольных Киеву территориях, а антрацитового угля становится все меньше. Из-за дефицита антрацита в апреле остановят работу Змиевская и Криворожская ТЭС.
Альтернатива донбасскому углю-антрациту есть – в правительстве среди потенциальных поставщиков называют ЮАР, США, Австралию. Но предупреждают: импортный уголь будет дороже. По словам министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика, потребности Украины в антрацитовом угле до конца 2017 г. составят 4,2 млн. т.
Тем временем, закупки угля за рубежом уже начались. Дарницкая, Черниговская и Сумская ТЭЦ, которые контролируются ООО “ТехНова”, уже законтрактовали первые партии антрацита в ЮАР.
Но не стоит и переоценивать роль антрацитового угля в общем объеме генерации. Валентин Землянский указывает на то, что поставки антрацита из ОРДЛО прекратились в конце отопительного сезона. “Опять же сыграла погода нам на руку, и в данном случае мощность потребления сократилась, мощности высвободились и теплоэлектростанции, работающие на антрацитовом угле, на систему не повлияли, достаточно хорошая гидрологическая ситуация, то есть ГЭС тянут на себя нагрузку 15-17% от общего объема производства, поэтому в электроэнергетике отопительный сезон прошел относительно спокойно и стабильно”, – сказал эксперт.
Михаил Гончар считает некритическими необходимые стране объемы антрацита. “Не стоит преувеличивать в общем объеме электрогенерации значение антрацитовых углей. В общем объеме электрогенерации это – максимум 15%. То есть можно маневрировать мощностями и снизить количество антрацитовой генерации”, – отметил он, добавив, что с переводом ряда ТЭС на использование углей неантрацитовых марок потребление дефицитного антрацита будет только сокращаться.
Население в минусе
Для простых граждан есть еще одна причина радоваться окончанию отопительного сезона – наконец-то цифры в платежках за услуги ЖКХ уменьшатся в 1,5-2 раза, прежде всего за счет счетов за отопление. О том, что оплата “коммуналки” стала для населения неподъемной, свидетельствуют данные статистики. В феврале долги по ЖКХ составили 19,5 млрд. грн., при этом рост задолженности пришелся как раз на отопление, а также горячую воду. И это в ситуации, когда почти половина всех украинских семей получают субсидии. По данным Госстата, субсидии на компенсацию расходов по оплате ЖКХ в феврале получали 42,3% всех домохозяйств.
Минувший год прошел под знаком роста коммунальных тарифов. В нынешнем году в стране уже успела подорожать электроэнергия. С 1 апреля ожидалось введение абонентской платы за подключение к системе газоснабжения, но Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), отложила его на несколько месяцев. Кроме того, как оказалось, введение абонплаты на газ является требованием Международного валютного фонда (МВФ).
Теоретически, абонплата вводится в связи с либерализацией газового рынка Украины, благодаря которой граждане смогут самостоятельно выбирать поставщика топлива. Однако, когда такой рынок заработает, пока неизвестно. Понятно, что население не в восторге от нового тарифа – с трудом справляются с уже существующими – но в НКРЭКУ заверяют, что общий тариф на газ при этом не увеличится. По крайней мере, до следующего отопительного сезона. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)