Игорь Коломойский может разделить контроль над нефтедобытчиком с Петром Порошенко.
Крупнейшая нефтедобывающая компания Украины вновь стала предметом разборок: борьбу за “Укрнафту” развернула команда Петра Порошенко. Первый сигнал от нее группа “Приват” получила в начале апреля, когда в центральном офисе компании прошли обыски СБУ и ГПУ. По данным источников UAprom, таким образом, у гаранта конституции напоминают Игорю Коломойскому о принятом им на себя обязательстве – передаче “приватовского” пакета 43% “Укрнафты” в залог государству.
Обыски СБУ и Генпрокуратуры в центральном офисе ПАО “Укрнафта”, расположенном на Несторовском переулке 3-5, и региональных филиалах компании в Бориславе, Прилуках, Полтаве и Ахтырке, были проведены в начале месяца, 5 апреля. Официального комментария по поводу произошедшего ни у Василия Грицака, ни у Юрия Луценко так и не предоставили, тем самым создав идеальную почву для слухов.
Одни предполагали, что этот визит – следствие досудебного расследования, которое ведется по факту выведения из “Укрнафты” 7,74 млрд. грн. компаниями, подконтрольными Игорю Коломойскому. Речь идет о периоде 2015 г., в течение которого компании “Галнафта”, “Гарант-УТН”, “Техтрейд Групп”, “ТД “Прикарпаттянафтотрейд” и “Котлас” выкупи на “Украинской межбанковской валютной бирже” нефть “Укрнафты”, за которую до сих пор не рассчитались.
Вторая версия была еще интереснее. В соответствии с ней, обыск СБУ проведен с целью усиления давления на главу НАК “Нафтогаз Украины” Андрея Коболева, имя которого фигурирует в уголовном производстве, открытом Главным следственным управлением Генпрокуратуры по факту служебной халатности, приведшей к тяжким последствиям. В переводе на человеческий, подчиненные Юрия Луценко считают, что Коболев, будучи главой набсовета “Укрнафты”, не созывал заседание набсовета компании, чтобы сменить ее менеджмент, что обернулось ростом налоговой задолженности ПАО перед бюджетом с тогдашних 5 млрд. грн. до сегодняшних 11.
В общем, версия вполне реалистичная, тем более что месяц назад киевская прокуратура направила Государственной аудиторской службе для исполнения определение Печерского райсуда Киева о предоставлении разрешения на проведение проверки “Укрнафты” как раз в рамках дела о подозрениях к главе “Нафтогаза”.
Но источники UAprom опровергают взаимосвязь этого расследования с обысками СБУ у “Укрнафты”. По их данным, интерес подчиненных Грицака и Луценко к нефтедобывающей компании – следствие невыполнения Игорем Коломойским своих договоренностей с командой Петра Порошенко. Речь о переговорах времен конца прошлого года, когда определялись условия национализации “Приватбанка”.
Результатом тех встреч стала договоренность о том, что Игорь Валериевич передаст на баланс “Приватбанка” ряд своих активов, и тем самым выполнит требования Нацбанка по докапитализации. “В списке были “Буковель” (горнолыжный курорт), “Бориваж” (зерновой терминал) и “приватовский” пакет акций “Укрнафты”, – говорит источник UAprom. По его словам, первые два актива “приватовцы” действительно передали в управление государства, но сдержать свое слово по “Укрнафте” не смогли.
Косвенно эту информацию подтверждает размытое заявление главы НБУ Валерии Гонтаревой, сделанное ею еще в конце прошлого года. “Выполнив наши нормативы, они (“Приват”) тут же один из активов убрали. Это называется мошенничество”, – сказала глава Нацбанка. По данным источников UAprom, нынешние обыски силовиков в “Укрнафте” – своеобразное напоминание “приватовцам” от представителей Петра Порошенко о необходимости выполнения взятого на себя обязательства. Какой будет реакция Игоря Коломойского на этот “привет” станет понятно максимум до середины июня, когда истечет полугодовой период, отведенный днепропетровскому магнату на передачу списка ликвидных активов на баланс теперь уже государственного “Приватбанка”. (Дмитрий Рясной, Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)