Армянская атомная электростанция по-прежнему играет ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности страны, она крайне важна и с геополитической точки зрения. На вопросы «АрмИнфо» отвечает президент Ассоциации инженеров Армении Ованнес Карапетян.
– Три года назад правительство страны приняло решение о продлении срока эксплуатации энергоблока N2 Армянской АЭС. Какое значение сегодня имеет атомная станция для страны?
– В начале 1990-х после закрытия АЭС республика оказалась в тисках жесточайшего энергетического кризиса, и лишь после повторного пуска второго энергоблока в эксплуатацию в 1995 г., что, кстати, произошло впервые в мировой практике, ситуацию удалось стабилизировать. Этот факт является свидетельством высокого профессионализма армянских специалистов. Кстати, наши атомщики, совместно со своими российскими партнерами из госкорпорации “Росатом”, участвуют и в реализации проектов по созданию других объектов ядерной энергетики, например, на иранской АЭС в Бушере. Кроме того, представители атомной отрасли Армении активно сотрудничают с МАГАТЭ. Наличие АЭС позволяет решать и многие экономические вопросы, поскольку стоимость атомной энергии для потребителей – одна из самых низких в республике. Все это говорит о целесообразности продолжения программы развития ядерной энергетики, которая должна стать обязательным условием для обеспечения энергетической и национальной безопасности. Косвенным подтверждением исключительной роли и значения атомной станции является недружелюбная риторика, которую используют руководства Азербайджана и Турции в ходе дискуссии о будущем Мецаморской АЭС.
– Тем не менее, ряд организаций, и, в частности, экологи, выступают против использования ядерной энергии в Армении…
– Будучи сторонником решения экологических проблем, я, в то же время, считаю обязательным наличие в стране стабильных и устойчивых энергетических мощностей, к каковым относятся и мощности Армянской АЭС. В последнее время на экспертном уровне уже говорится о том, что энергию с атомных станций можно с полным основанием отнести к возобновляемым источникам, поскольку они не производят CO2. Уровень безопасности станции находится под жестким контролем, как со стороны государства, так и экспертов МАГАТЭ, которые регулярно проводят различные обследования на АЭС. Пару месяцев назад в СМИ Армении появились сообщения о якобы произошедшей на станции аварии, что, по данным тех же СМИ, могло привести к экологической катастрофе. Однако на деле выяснилось, что произошел сбой в высоковольтных сетях, вызванный сильными морозами. Сама же станция продолжала функционировать, как говорится, в штатном режиме, без отклонений, невзирая на морозы, а все проблемы в сети были решены в оперативном порядке.
– Вы представляете Ассоциацию инженеров Армении. Атомная энергетика, по мнению многих экспертов, сегодня нуждается в смене поколений. Что делается Ассоциацией в данном направлении?
– Вопрос старения профессиональных кадров не может не вызывать озабоченности. В настоящее время в Армении сформировался пул специалистов, которые вносят свой вклад в развитие отрасли. Однако не за горами время, когда им на смену должно прийти более молодое поколение, которое в настоящее время пока не в состоянии полностью заменить своих более опытных коллег. Основой для подготовки будущих специалистов должны стать высшие учебные заведения страны, однако эта основа, заверяю Вас, не закладывается. Система подготовки специалистов в Армении сталкивается с множеством проблем, которые требуют оперативного решения. Мы обсуждали в Национальном инженерном университете на соответствующей кафедре этот вопрос. Обращали на данный факт внимание бывшего министра образования и науки Армена Ашотяна, но воз, как говорится, и ныне там. Более того, один из активистов нашей Ассоциации, который обучался в Инженерном университете, неоднократно инициировал обсуждение проблем с подготовкой кадров. В итоге, по причине давления со стороны руководства он был вынужден покинуть вуз, недоучившись в аспирантуре. К сожалению, подобного рода явления в Армении продолжают иметь место, это осложняет определение мер, нацеленных на повышение уровня и качества образования специалистов ядерной энергетики. Наши кадровые проблемы – в наших же вузах. Придет время, и нынешних специалистов некем будет заменить. Надо быть последовательными, воспринимая конструктивную критику, отказываясь от кумовства…
– Возможно, поднятая Вами проблема и является причиной того, что армянские компании не проявляют особого интереса к реализуемой компанией “Русатом сервис” программе по продлению срока эксплуатации второго энергоблока станции?
– Мне трудно судить о том, сколько армянских компаний участвует в проекте. Насколько я знаю, в программе принимают участие НИИ “Арматом” и ряд других организаций, которые способны осуществлять ряд субподрядных работ по заказу госкорпораци “Росатом”. С указанной же мною проблемой республика может столкнуться через определенное время. Сегодня проблем с кадрами для ядерной энергетики нет, но они могут появиться очень скоро. Судя по всему, российская компания “Росатом больше озабочена подготовкой армянских специалистов. В настоящее время пять армянских студентов на средства бюджета РФ проходят обучение в ведущих российских вузах. Хочется верить, что по окончании обучения они найдут свое место в системе атомной энергетики страны.
– В Армении принято концептуальное решение о строительстве нового ядерного энергоблока. Причем, по некоторым данным, реактор нового энергоблока должен быть референтным и мощностью до 600 МВт.
– Если я правильно понимаю ситуацию, окончательного решения по уровню мощности нового ядерного энергоблока нет. Если Вы помните, в начале дискуссии речь шла о строительстве блока мощностью в 1200 МВт, потом в 1060 МВт, теперь в 600 МВт. Полагаю, что эта неопределенность, в первую очередь, связана с проблемой финансирования проекта. Не исключаю, что в конечном итоге выбор падет на российский реактор. (АрмИнфо/Энергетика Украины и мира)