Доля свободного рынка электроэнергии в Армении составит к февралю 2023 г. около 20%, или 1,2 млрд. кВт/ч. С такой оценкой выступил на днях председатель Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ) Гарегин Баграмян, представляя информацию о ходе реализации программы по либерализации рынка электроэнергии в стране.

Итак, прошел почти год с того момента, как Армения перешла на новую энергетическую модель, подразумевающую поэтапную либерализацию энергорынка страны. Тогда же была задействована и электронная торговая площадка. По сути, это значит, что некоторые электростанции с 1-го февраля 2022 г. уже имели возможность продавать свою электроэнергию по цене, сформированной в результате спроса и предложения на рынке, а не по установленному КРОУ тарифу. Тем самым они становились участниками рынка оптовой торговли производимой электроэнергии.

Коснулись нововведения и малых ГЭС, для которых гарантия обязательной закупки электроэнергии, предоставляемая государством малым ГЭС (сроком на 15 лет), в случае внедрения новых регулирований работать не будет. Им просто предоставляется возможность подключаться к электронной платформе рыночной торговли и вести торговлю в соответствии со всеми правилами торговли.

Первой компанией, получившей в прошлом году лицензию на поставку электроэнергии в соответствии с новыми условиями, стала компания OptimumEnergy. На сегодня OptimumEnergy является самой крупной компанией в Армении, специализирующейся в области солнечной энергетики, за плечами которой реализация таких проектов, как проектирование 9,2 км воздушной линии напряжением 110 кВ для солнечной фотовольтовой электростанции Масрик-1 мощностью 55 МВт, разработка и техническое проектирование солнечных электростанций в регионах Армении и др.

Руководство компании уже тогда приняло решение нарастить мощности по производству солнечной энергии путем строительства новых станций, одновременно скупая ресурсы других производителей, в том числе, гидроэлектростанций. К слову, новые регулирования позволяют компаниям-поставщикам покупать электроэнергию других производителей, а затем ее продавать потребителям. Причем, речь не только о внутренних производителях электроэнергии, но и внешних, в случае, если их ценовое предложение окажется более выгодным.

По словам главы КРОУ, либерализация энергорынка поможет экспортировать и импортировать электроэнергию по выгодным для производителей и покупателей ценам. Обобщая итоги минувшего года, Г.Баграмян отметил, что на сегодня 12 компаний уже получили лицензию на поставки электроэнергии, и соответственно они могут сами найти своих потребителей и реализовать “товар” по нерегулируемым тарифам на договорных началах. К потребителям также есть определенные требования. В частности, они должны пользоваться напряжением в 220-110 вольт, плюс – их ежегодное потребление должно составлять более 1 млн. кВт-ч. При этом компания “Электрические сети Армении”, будучи естественной монополией, должна будет обеспечивать беспрепятственное осуществление контрактов в обмен на плату.

Наряду с этим, продолжил председатель КРОУ, еще 12 компаний получили лицензии на оптовую продажу электроэнергии. То есть у них есть право импортировать и экспортировать электроэнергию. По его словам, примерно в 12 раз возросло количество автономных производителей электроэнергии (потребителей, которые передают электроэнергию домашним хозяйствам посредством солнечных панелей). Так, если в 2018 году автономных производителей было 784, то сегодня этот показатель достиг 9500, или 188 МВт, уточнил Г.Баграмян.

Интеграция региональных энергорынков

На самом деле, либерализация энергорынка – это довольно эффективный механизм, который может привести к формированию конкурентной среды на внутреннем рынке. Так, по словам замминистра территориального управления и инфраструктур Акопа Варданяна, поэтапная либерализация рынка электроэнергии обеспечит равные конкурентные условия, поспособствует стабилизации тарифов и повысит уровень регионального сотрудничества.

Изначально, когда в 2017 г. правительство Армении утвердило программу либерализации рынка электроэнергии, основной целью было не только повышение эффективности внутреннего рынка, но, главное, – стимулирование экспорта электроэнергии. Такой подход был, в том числе, продиктован и перспективами подключения Армении к общим энергетическим рынкам ЕАЭС. Ожидается, что для запуска общего евразийского рынка каждому из стран-участников необходимо будет создать оптовые энергорынки и разделить производство, передачу и сбыт электроэнергии.

В Армении уже в начале февраля 2018 года парламент внес поправки в закон “Об энергетике”, согласно которым как раз и предусматривалась либерализация электроэнергетического рынка и заодно либерализации рынка экспорта. Однако наряду с принятием законодательных нововведений, у нас в этот период активно шла подготовка к реализации масштабной программы строительства “Кавказской сети электропередач”, которая сводилась к расширению коридора для обмена энергией между Арменией и Грузией.

В рамках программы строительства “Кавказской сети электропередач” реализовывался также и проект строительства линии электропередач Армения-Иран, нацеленный на то, чтобы в несколько раз повысить емкость армяно-иранского энергетического коридора и создать возможность для интеграции электроэнергетических региональных рынков путем транзита электричества по коридору Россия-Грузия-Армения-Иран.

Сроки установлены

Что касается конкретно армяно-грузинского направления, то для этого энергосистемы двух стран предстояло перевести из изолированного в параллельный асинхронный режим. В отличие от существующей сейчас одной линии электропередачи, мощностью в 220 кВ и еще двух по 110 кВ, новая линия должна была быть гораздо мощнее, достигнув 400 кВ. Однако из трех высоковольтных линий электропередач в грузинском направлении – “Лалвар”, “Алаверди” и “Ашоцк-Нинацминда” – фактически действует одна, но и она не позволяет работать в параллельном режиме с энергосистемой Грузии. В итоге, еще несколько лет назад было принято решение о строительстве новой линии электропередач в этом направлении. Но в ходе разработки проекта возникли технические проблемы, касающиеся того, как определить маршрут прокладки ЛЭП, что сдвинуло сроки старта программы.

Само строительство магистральной линии электропередачи из Армении в Грузию, как указано в госбюджете на 2023 год, начнется уже в текущем году. Планируется, что в течение ближайшего времени будут выбраны подрядчики для строительства линий и подстанций. В соответствии с проектом, новая линия будет построена в течение двух лет. Параллельно в течение этого года должно завершиться строительство ЛЭП Иран-Армения.

Кстати, на заседании 5 января 2023 г. правительство Армении одобрило предложение о внесении изменений в финансовое соглашение “Кавказская сеть электропередачи”, подписанное и дополненное 16 марта 2015 года между Республикой Армения и Европейским инвестиционным банком. Как говорится в пояснении к документу, в целях реализации проекта “Кавказская сеть электропередачи” 16 марта 2015 г. с Европейским инвестиционным банком было подписано финансовое соглашение на 10 млн. евро. Контракт вступил в силу 12 марта 2016 году, а дата его закрытия была намечена на 16 марта 2019 года.

В рамках проекта были заключены договора на оказание консультационных услуг. Совместно с консультантом были подготовлены пакеты тендерных документов по выбору генеральных подрядчиков проекта и переданы в банк на согласование. Сейчас же в связи с тем, что проект находится пока на стадии реализации, появилась необходимость продления сроков финансового соглашения до 31 декабря 2027 года. (Лиана Гезалян, Eenergy.media/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий