По мере приближения срока начала строительства газопровода “Северный поток-2” нарастает информационная борьба вокруг этого проекта, который может кардинально изменить газовую карту Европы.
Польша и Украина – основные противники “Северного потока-2” – не перестают предпринимать попытки не допустить его строительства. Потеряв уверенность, что Брюссель поддержит их усилия и откажется от проекта, Варшава и Киев надеются на помощь из-за океана. США стремятся ужесточить санкции против России и помешать строительству газопровода, преследуя свои экономические интересы. Однако европейские партнеры “Газпрома” по проекту не испугались.
Во время рабочего визита президента Украины в Вашингтон, сопровождавший Петра Порошенко глава “Нафтогаза Украины” Андрей Коболев в очередной раз обвинил России в злоупотреблении доминирующим положением на газовом рынке Европы и открыто призвал к введению санкций против европейских компаний, принимающих участие в проекте “Северный поток-2”.
“Мы бы посоветовали (США) как можно скорее распространить санкции на все компании, потенциально вовлеченные в данный проект”, – заявил Коболев. Украинский чиновник призывает Вашингтон оказать давление на крупнейшие европейские энергетические компании, надеясь на огромное влияние, которое имеют США в европейских делах. Одновременно с этим, Украина стремится войти в “семью европейских народов” и надеется на поддержку и финансовую помощь из Брюсселя. Призывы Коболева идут вразрез с интересами крупнейших европейских стран, но находят поддержку у ряда членов ЕС.
Для Киева сохранение транзита российского газа крайне важная задача, которую невозможно решить без содействия Вашингтона, поскольку противодействия со стороны только антироссийских политических кругов недостаточно. За транзит российского газа Украина получает свыше 2 млрд. долларов ежегодно и сохраняет свою значимость для Европы.
Согласно данным “Укртрансгаза”, в прошлом году поставки российского газа через Украину составил 82,2 млрд куб. м. Более того, при падении объемов прокачки ниже 60 млрд куб. м/г эксплуатация украинской ГТС становится экономически нецелесообразна.
Поток за потоком
Начало строительства прокладки “Турецкого потока” сильно напугало киевские власти, поскольку показало способность Москвы довести до конца не только этот проект, но и “Северный поток-2”. При этом, “Газпром” намерен построить напрямую из России в Турцию в обход Украины две нитки газопровода совокупной мощностью 31 млрд куб. м/г. Половина из этого объема предназначена для потребителей в Европе.
Владимир Путин прибыл на гигантское судно-трубоукладчик Pioneering Spirit компании Allseas, чтобы лично присутствовать при стыковке мелководной и глубоководной части газопровода. Этим российский президент показал партнерам на Западе наличие воли и стремление добиться поставленной цели вопреки сопротивлению со стороны антироссийски настроенных политиков в Брюсселе.
Украинские власти неоднократно призывали западные страны отказать “Газпрому” в предоставлении техники, необходимой для прокладки глубоководной части “Турецкого потока”, но эти призывы услышаны не были. “Газпром” сумел арендовал Pioneering Spirit – крупнейшее судно-трубоукладчик в мире.
Российская компания планирует начать строительство “Северного потока-2” во втором квартале следующего года.
Партнеры “Газпрома” не испугались
14 июня Сенат США большинством голосов принял законопроект, ужесточающий санкций против России. Если этот законопроект станет законом, то президент США сможет накладывать санкции на лиц, которые намерены вложить средства в строительство российских экспортных трубопроводов или предоставить услуги, технологии или информационную поддержку.
Главы МИД ФРГ Зигмар Габриэль и канцлер Австрии Кристин Керн выступили с совместным заявлением, в котором высказались против ужесточения санкций против России “в угоду экономическим интересам США”.
Угроза введения новых санкций против России не напугала участников проекта “Северный поток-2” – партнеров “Газпрома”. Энергетические компании наиболее развитых стран Европы экономически заинтересованы в этом газопроводе и поддержали его, подписав соглашение о финансировании проекта.
По словам председателя совета директоров “Газпрома” Виктора Зубкова, никто из партнеров “Газпрома” не дрогнул и не заявил о выходе из проекта.
Заокеанский интерес
Администрация США постоянно убеждает ЕС в том, что рост закупок российского газа не отвечает интересам европейских стран. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон неоднократно призывал Брюссель отказаться от “Северного потока-2”, поскольку этот газопровод увеличивает зависимость от поставок российского газа и может навредить энергетической безопасности Европы.
Американцы преследуют свои экономические интересы. По мере увеличения собственного производства СПГ, США нуждаются в рынках сбыта своей продукции. В настоящее время в стране на единственном СПГ-заводе в Sabine Pass, принадлежащем Cheniere Energy, 3 технологические линии совокупной мощностью 13,5 млн. т/г находятся в эксплуатации, еще 3 находятся – в стадии строительства. Ожидается, что к 2020 году мощности США по производству СПГ достигнут 60 млн. т/г.
Экспорт американского СПГ начался в феврале прошлого года. С момента начала поставок и до середины июня в разные страны были отгружены свыше 120 танкерных партий. Западные эксперты уверяли участников рынка, что американский СПГ “зальет” Европу, но эти предсказания не оправдались. Основным рынком сбыта стали страны Латинской Америки, а также Южной и Юго-Восточной Азии. В Европу были направлены незначительные объемы, которые приобрели Испания, Португалия, Италия и Мальта.
В июне начались поставки в страны Северо-Западной и Восточной Европы – по одной партии получили Нидерланды и Польша. О намерении закупать американский СПГ заявляют также литовские власти, но Вильнюс пока отказывается сообщить, когда и на каких условиях будет подписан соответствующий договор с Cheniere Energy.
Американцам здесь не место
В консалтинговой компании Wood MacKenzie по-прежнему уверены, что 60% американского СПГ найдет своего покупателя в Европе, но одновременно с этим заявляют о низкой привлекательности европейского рынка из-за высокой конкуренции и необходимости поиска альтернативных экспортных направлений.
В Европе последние два года наблюдается рост спроса на природный газ на фоне падения собственной добычи и увеличения внутреннего потребления. Увеличению спроса со стороны европейских потребителей способствует также благоприятная рыночная конъюнктура – удешевление трубопроводного газа, цены на который преимущественно формируются в зависимости от нефтяных котировок. В этих условиях американский СПГ не может конкурировать с трубопроводным газом из России и Норвегии.
В настоящее время крупнейшим покупателем американского СПГ в Европе является Испания, которая приобрела всего 5 танкерных партий. Однако даже Испания не стремится покупать большие объемы СПГ из США и других стран из-за высоких цен. Мощности испанских терминалов по приему СПГ загружены всего на 20%. Потребители газа в Испании стремятся получить возможность покупать трубопроводный газ в странах Центральной Европы, поскольку он существенно дешевле СПГ.
Единственной европейской страной, которая заявила о намерении увеличить закупки американского СПГ, является Польша, которая не скрывает своих планов стать крупнейшим газовым хабом для Восточной Европы. Не имея собственных ресурсов, поляки хотят получать и перепродавать американской СПГ. Для достижения этой цели необходимо максимально ограничить поставки дешевого трубопроводного газа из России в страны региона. Именно Польша стала самым ярым противником строительства “Северного потока-2” в ЕС.
Газу может не хватить
Помимо низких цен на трубопроводный газ существует еще одно препятствие для увеличения поставок американского СПГ на мировой рынок. В прошлом году впервые за последние 10 лет добыча газа в США снизилась. По данным EIA (Управление энергетической информации), в 2016 году добыча “сухого” газа составила 72,2 млрд куб. футов/сут. – на 2,4% меньше, чем за тот же период годом ранее. При этом, внутреннее потребление газа в США превысило 75 млрд. куб. футов/сут.
Несмотря на ожидания роста производства в этом году на фоне увеличения количества буровых установок, негативная тенденция продолжилась. По уточненным данным EIA, в апреле добыча упала четырнадцатый месяц подряд, составив 70,2 млрд куб. футов/сут. – 2,8% меньше, чем в апреле 2016 года.
Кроме того, у большинства американских газовых компаний по-прежнему генерируют отрицательный денежный поток – их капитальные затраты превышают поступления от оперативной деятельности.
Неутешительные результаты газовой отрасли США в январе-апреле 2017 года не повлияли на прогноз EIA, которое по-прежнему прогнозирует рост добычи газа в США в текущем году по сравнению с годом ранее. (Прайм/Энергетика Украины и мира)