Эксперт энергорынка Андрей Герус, рассказал “ДС”, чем может обернуться для потребителей электроэнергии новая инициатива НКРЭКУ.
– Нацкомиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), разработала новую методику расчета тарифа на услуги облэнерго. Появились опасения, что это может привести к очередному повышению тарифов на электроэнергию. Так ли это?
– Сейчас стоимость услуг облэнерго рассчитывается по методике “затраты+”. Это означает, что облэнерго подает в НКРЭКУ расчеты о затратах на их услуги, и к этому еще добавляются средства на инвестиционную программу. И итоговую сумму тарифа облэнерго, которая закладывается в стоимость каждого киловатта электроэнергии, оплачивает потребитель.
Новая методика, в теории, должно стимулировать облэнерго активнее инвестировать в модернизацию своих сетей и оборудования. Поэтому тарифообразование так и называется – стимулирующее, или RAB-регулирование. Но предложенный НКРЭКУ вариант очень специфичный в конкретных параметрах и не будет стимулировать инвестиции – все будет финансироваться за счет растущего тарифа. Согласно ему потребитель и далее покрывает затраты облэнерго, а, кроме этого, также должен будет уплатить доходность на переоцененную базу активов для существующих собственников облэнерго.
– Что это значит?
– Это значит, что если все активы облэнерго – здания, линии электропередач, трансформаторные подстанции, техника и т.д. – переоцениваются сейчас условно в 8 млрд. грн., то потребитель должен будет заплатить в тарифе на электроэнергию в год дополнительно 12,5% от этих 8 млрд. грн. Это приведет в итоге к тому, что тариф облэнерго на передачу электроэнергии вырастет втрое, и потребители вынут из своих карманов и заплатят облэнерго дополнительно более 30 млрд. грн.
– Это очень большая сумма…
– 30 млрд. грн. – это если на RAB-регулирование перейдут все облэнерго страны. Возможно, на RAB-регулирование будут переведены не все, а лишь первая группа облэнерго, их может быть 11. Тогда сумма дополнительных платежей, снятых с потребителей, будет меньше. Но все равно, это будут миллиарды гривен
Немаловажный момент – переоценка активов облэнерго была проведена в конце прошлого года. Она проводилась по новой методике, принятой в октябре. В результате этого, активы облэнерго “подорожали” вдвое даже по сравнению с оценкой, проведенной лишь летом прошлого года.
– А какой смысл был менять методику оценки активов облэнерго?
– Я думаю, что таким образом собственники и участники процесса готовились к новым тарифам на услуги облэнерго – чем дороже оценены их активы, тем больше денег можно получить с потребителей. И при этом ничего не нужно делать – просто добиться изменения методики оценки их компаний.
– А на сколько это справедливо? Ведь имущество облэнерго досталось нынешним собственникам в результате приватизации.
– 99% основных средств облэнерго создавались не за счет собственников компаний, а за счет потребителей электроэнергии. Это потребители оплачивали счета за электроэнергию, в тарифе на которую была и стоимость услуг облэнерго. А, в свою очередь, в стоимость услуг облэнерго включаются и деньги на инвестиционные программы, ремонты оборудования, развитие сетей. Часть облэнерго были построены еще во времена СССР, а часть – за счет тех же потребителей электроэнергии.
Кроме того, новые потребители электроэнергии, которые хотят присоединиться к сетям, строят линии электропередач, подстанции и трансформаторы за свой счет, а потом – передают их на баланс облэнерго. То есть, облэнерго получают эти активы бесплатно, могут их переоценивать, а потом потребитель еще и должен выплачивать доходность облэнерго на эти активы.
– На сколько может вырасти тариф для потребителя в результате введения новой методики? Сколько будет стоить 1 кВт-ч?
– Это зависит от того, на кого переложат рост затрат. Есть три варианта: только на население, только на промышленность, или – на население и промышленность. Я вижу наиболее вероятным второй вариант – что переложат на промышленность. Тогда тарифы для промышленных предприятий могут вырасти на 30%-40% в тех областях, в которых для облэнерго будет введена эта методика. Если в Киевской области введут новую методику, то и тарифы вырастут, а в Черкасской – могут и не ввести, и тарифы там останутся прежними, разница в тарифах этих соседних областей может быть около 40%.
– Если облэнерго получат эти деньги, они смогут их освоить? Улучшится ли качество энергоснабжения потребителей?
– Нет, освоить не смогут. Потому что стоимость инвестиционных программ вырастет раза в четыре. И при таком росте они не смогут их выполнить. Ведь это нужно разрабатывать проекты, экспертизы и т. д. У нас уже была подобная ситуация с компанией “Укрэнерго”, которая управляет магистральными сетями – тариф для компании повысили в несколько раз, она собрала много денег, но освоить их просто не успевала. И у “Укрэнерго” весь год на счетах без дела пролежало более 2,5 млрд. грн.
– Решение НКРЭКУ по RAB-регулированию – окончательное?
– Чтобы методика вступила в силу, она должно быть опубликовано в газете “Урядовий курьер”. И только после этого по ней НКРЭКУ будет устанавливаться тарифы для конкретных облэнерго.
– Что-то может остановить это решение?
– Может. Пока оно не опубликовано, оно не вступило в действие. Возможно, его передумают вводить. Возможно, будет изменен состав НКРЭКУ (сейчас проходит ротация членов комиссии), и новые люди скажут – “нет, это не будем принимать”.
– 30 млрд. грн. – это большая сумма. Облэнерго и их собственники могут заработать эти деньги на ровном месте, ничего не делая. Как НКРЭКУ вообще решилась на такой шаг?
– Это тот случай, когда какие-то потусторонние силы затуманили ум и здравый смысл, по моему мнению.
– Новая методика будет стимулировать продажу остатков пакетов облэнерго, выставленных на приватизацию Фондом госимущества?
– Не будет. Сегодня инвестор может владеть всего лишь 75% акций облэнерго, но если его менеджмент полностью контролирует компанию, то он контролирует 100% активов основных средств. А доходность по новой методике дается на эти 100% активов.
При этом следует учесть, что большая часть заработков от облэнерго их собственники имеют не с дивидендов, а с различных схем. Поэтому важен именно операционный контроль над компанией, а не то, сколько у тебя акций – 75% или все 100%.
– А как должно было бы выглядеть “цивилизованное” RAB-регулирование?
– Цивилизованный способ предлагало НКРЭКУ еще в 2013 году. Суть его в том, что старая база активов (то есть те активы, которые уже есть у компании на этот момент) переоценивается, но она оценивается в сумму меньшую, чем сейчас. На старую базу активов дается доходность 0-1-2-3% (в первый год – 0%, во второй – 1%, и т. д.), а вот на новые активы, которые будут созданы, дается доходность, которая смогла быть покрыть стоимость кредитов. Это будет стимулировать собственников развивать компанию и зарабатывать на этом. Зарабатывать именно на новых активах – построенных линиях электропередач, отремонтированных трансформаторных подстанциях. Тогда облэнерго могло бы, например, взять кредит под 16%, построить что-то и получить доходность на эти активы на уровне 17%. При таком подходе в компанию пойдут инвестиции.
А на старые активы для нынешних инвесторов должна быть минимальная доходность, потому что они эти активы не строили. Они их купили в процессе приватизации, но деньги, потраченные на приватизацию, уже давно “отбили”.
– Кабмин уже заявил, что не поддерживает методику, если она приведет к резкому росту тарифов на электроэнергию. Правительство может заблокировать инициативу НКРЭКУ?
– Первый вариант дальнейшего развития событий – постановление НКРЭКУ может так и не появиться в “Урядовому курьеру”, и не вступит в силу. Ведь “Урядовий курьер” – это издание Кабинета министров, а не НКРЭКУ.
Второе – инициатива НКРЭКУ может вызвать негативную реакцию бизнеса и населения. А поскольку нынешний состав комиссии назначал Президент, то это может иметь политические последствия для него. Поэтому это может остановить и Президент.
И третье – промышленность, бизнес, местная власть, меры, у которых сегодня и так тарифы высокие, а инициатива НКРЭКУ грозит для них еще большим повышением, могут объединиться и общими усилиями донести свою позицию.
– Не кажется ли Вам, что это очень наглый способ заработать 30 млрд. грн.?
– Невозможно придумать схему на десятки млрд.. грн., что бы ее не было видно, и чтобы она не была наглой. Можно придумать ненаглую схему на 20 млн.. грн., на 50 млн. грн., но не на 30 млрд. Любая схема в таких масштабах будет заметной, ее не спрячешь. С одной стороны – есть риски, а с другой – денежный поток.
– То, что методика появилась именно сейчас, может быть связано с грядущей ротацией членов НКРЭКУ?
– Я думаю, что в том числе и по этой причине. Ведь двое членов НКРЭКУ уже уволены, двое должны быть уволены в ноябре этого года, и еще двое – в мае следующего.
Нынешний состав комиссия не является независимым, это очевидно. Новый состав НКРЭ может быть более независимым и объективным, и не факт, что он бы подобное решение принял. Я думаю, что с высокой долей вероятности, именно такое бы не принял. Но решение поспешили принять именно сейчас, чтобы осенью, до момента ротации членов НКРЭКУ, его можно было ввести в действие. Тем более, что сейчас – сезон отпусков и многие, в том числе – депутаты Верховной Рады, не работают.
– Кто основные бенефициары облэнерго? Кто получит основную выгоду, если это решение НКРЭКУ вступит в силу?
А.Г. В данном случае, крупнейший собственник облэнерго – Ринат Ахметов. Количество облэнерго у него – не самое большое, но по объему передаваемой электроэнергии – он крупнейший. У него – Киевэнерго, Днепроблэнерго (крупнейшая энергопоставляющая компания в Украине), “ДТЭК-Высоковольтные сети”, которая поставляет электроэнергию на предприятия группы СКМ, а также Донецкоблэнерго. Далее идет Константин Григоришин и Игорь Коломойский, которые владеют долями в Сумыоблэнерго, Полтаваоблэнерго, Черниговоблэнерго, а также Григоришин самостоятельно контролирует Винницаоблэнерго и компанию ЦЭК в Днепропетровске.
У российской группы VS Energy в собственности Киевоблэнерго, Кировоградоблэнерго, Житомироблэнерго, Ривнеоблэнерго, Черновцыоблэнерго, Николаевоблэнерго, Херсоноблэнерго, Одессаоблэнерго. У Суркиса – Львовоблэнерго, Прикарпатьеоблэнерго. Сергей Левочкин и Юрий Бойко контролирует два облэнерго – Закарпатьеоблэнерго и Волыньоблэнерго.
Еще есть в государственной собственности шесть облэнерго: Черкассыоблэнерго, Запорожьеоблэнерго, Харьковоблэнерго, Николаевоблэнерго, Хмельницкоблэнерго и Тернопольоблэнерго.
– Вопрос о будущем облэнерго. В газовом секторе в результате реформы функции облгазов – по транспортировке газа и по его продаже – были разделены на две отдельные компании. В электроэнергетике этого пока нет. Когда этого ждать?
– Разделение функций облгазов – пока только формальное. Собственники облгазов выполнили требование закона, формально создав при облгазах свои же сбытовые компании. Но это – те же облгазы. Никто со стороны не спешит приходить в этот бизнес и конкурировать со сбытовыми компаниями, потому что это сложно и дорого. Например, как новой компании получить список абонентов облгазов? Никто его не даст. Ходить по квартирам и предлагать “купите газ у нашей компании”? Никто этого делать не будет.
В электроэнергетике пока разделения облэнерго на две компании (по транспортировке и по ее продаже) не произошло. И в ближайшее время не произойдет. Конкуренция среди компаний, предлагающих потребителям электроэнергию, придет на рынок только тогда, когда цена на электроэнергию будет выше сегодняшней, и на этом можно будет заработать. Тогда действительно для рядового украинца будет выбор между несколькими продавцами электроэнергии. Но сама электроэнергия в этом случае будет дороже, а разница между предложениями от разных продавцов – незначительна по сравнению с ростом цен на саму электроэнергию. Сегодня же мы имеем отсутствие конкуренции, но – относительно дешевую электроэнергию.
Поэтому цивилизованный рынок электроэнергии у нас будет. Но не скоро. Для этого должны вырасти тарифы на электроэнергию, и чтобы вырос уровень жизни населения. Представьте себе, как в северных районах Черниговской области будут менять поставщиков электроэнергии? Кто в это село придет продавать электроэнергию? Как бабушка из этого села, у которой даже компьютера нет, будет выбирать себе поставщика? Кто придет к ней в дом с предложением покупать электроэнергию? Никто. Ведь она со своим небольшим объемом потребления никому не интересна. Поэтому в крупных городах такой конкурентных рынок возможен, а в глубинке в ближайшее время – очень сомневаюсь. Нам к этому идти лет 20.
– Вопрос по газу. НКРЭКУ вводила абонплату за газ, но она была отменена после скандала – цены на газ для населения в результате этого должны были значительно повыситься. Теперь НКРЭКУ снова решила вернуться к этому вопросу и предлагает обсудить вариант введения абонплаты. Чем грозит потребителям новый вариант от НКРЭКУ?
– Новый вариант смягчил некоторые моменты, но и осталось ряд вопросов. По-моему, правильнее было пойти путем двухставочного тарифа за транспортировку: основной платеж зависит от объема газа, а меньшая часть такого тарифа является фиксированной – для обслуживания и поддержания сетей в рабочем состоянии, даже если в этот момент потребитель не потребляет газа. И эта фиксированная часть является незначительной и не создает существенной нагрузки для потребителя. Но, к сожалению, регулятор опять пошел путем известным в народе, как “абонплата”. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)