Недавно таджикская авиакомпания “Сомон Эйр” официально объявила, что отныне все ее рейсы из таджикских городов будут длиться на час дольше из-за необходимости посадки для дозаправки в аэропортах соседних стран. Аналогичная ситуация и в государственной авиакомпании “Таджик Эйр”.

Более того, на вынужденные дозаправки все чаще вынуждены садиться и самолеты некоторых зарубежных авиакомпаний, осуществляющих полеты в нашу страну, в частности российской UTair. В результате этих посадок и дозаправок на 1-2 часа увеличивается длительность полета, пассажиры нервничают, опаздывают на стыковочные рейсы в аэропортах назначения.

Почему это происходит?

Вынужденные посадки для дозаправки на таджикских рейсах совершаются уже с мая этого года. Тогда причиной называлась высокая цена на авиатопливо в Таджикистане. Теперь – его дефицит.

“Эксклюзивной поставкой топлива и заправкой самолетов в Таджикистане занимается Топливозаправочная компания (ТЗК). Как правило, она приобретает керосин в России, у Орского нефтеперерабатывающего завода, где его оптовая цена составляет около 660 долларов /т, – говорят представители отечественных авиакомпаний. – Импорт топлива в рамках индикативного баланса России для Таджикистана осуществляется по нулевой ставке. Доставляя керосин в Таджикистан, ТЗК продает его авиакомпаниям почти в два раза дороже – за 1 тыс.у 120 долларов за каждую ту. Для сравнения, в казахстанских аэропортах он стоит 800 долларов /т.

Естественно, любая компания на месте ТЗК воспользовалась бы отсутствием на рынке конкурентов, поднимая цены. Удивляет только, куда смотрят контролирующие органы, в первую очередь Антимонопольная служба?” – отмечают авиаперевозчики.

Сама ТЗК считает иначе. По словам главного бухгалтера Топливозаправочной компании Рамазона Курбонова, у ТЗК сейчас действительно существует нехватка топлива, но виновны в этом сами авиакомпании, которые своевременно не платят за полученное топливо.

“Долги ОАО “Таджик Эйр” перед нашей компанией превысили уже 27 млн. сомони, еще больше долгов перед ТЗК у частного перевозчика – авиакомпании “Сомон Эйр”, – говорит он. – В свою очередь, мы вынуждены сократить импорт топлива, так как приобретаем его у зарубежных нефтеперерабатывающих заводов исключительно по предоплате”.

По словам Курбонова, с начала года ТЗК завозила ежемесячно от 3 тыс. до 3,5 тыс. т топлива. “Однако из-за отсутствия необходимого объема денег в последние месяцы поставки сократились до 2 тыс. т”, – сказал бухгалтер.

“Наши авиакомпании не могут внести оплату даже за 40% получаемого у нас топлива, и, таким образом, создаются проблемы”, – считает Курбонов. По его словам, с зарубежными авиакомпаниями таких проблем нет – они платят за топливо своевременно и в полном объеме.

“У нашей компании тоже есть свои расходы. Мы должны своевременно выплачивать зарплату нашим сотрудникам, платить налоги и таможенные сборы, содержать нашу инфраструктуру и так далее, – объясняет представитель ТЗК. – В настоящий момент у нас нет пока никаких задолженностей по нашим текущим расходам. Однако если ситуация не изменится и если авиакомпании не вернут нам наши деньги, то у нас тоже возникнут проблемы”, – заключил он.

Антимонопольная служба: Нарушений нет!

В Антимонопольной службе при правительстве Таджикистана считают нынешнюю стоимость авиатоплива вполне справедливой. “По возможности цены снижаются. С начала 2016 года до настоящего момента стоимость каждой ты реактивного топлива снизилась с 1 тыс. 883 долларов до 1 тыс. 120 долларов, то есть на 763 доллара. Сегодня реальная стоимость ты авиатоплива у нас в республике немного превышает тыс.у долларов”, – говорят в ведомстве.

Первый заместитель главы Антимонопольной службы Назар Одиназода, сравнив таджикского и кыргызского поставщиков реактивного топлива, отметил, что последнему, с учетом того, что он является членом Евразийского экономического союза, а также из-за того, что путь доставки топлива из России в Кыргызстан короче, каждая та импортируемого топлива обходится на 100 долларов дешевле.

Кроме того, отметил Одиназода, налог на добавленную стоимость в Кыргызстане составляет 12%, а в Таджикистане – 18%.

“Также таджикский поставщик реактивного топлива, в отличие от кыргызского, платит акциз. Все эти факторы непосредственно влияют на стоимость топлива в Таджикистане”, – заключил он.

Согласно проведенной Антимонопольной службой калькуляции затрат поставщика авиационного топлива, ТЗК приобретает у российского НПЗ каждую ту горючего по договорной цене 820 долларов. Еще 170,85 доллара приходятся на уплату налога на добавленную стоимость, а 25,6 доллара – на уплату акциза в Таджикистане. Затраты на перевозку топлива внутри республики и расходы на сертификацию продукции составляют 44,36, а наценка (выручка) ТЗК – 58,77 доллара. Таким образом, выходит сумма 1 тыс. 120 долларов /т топлива…

Вопреки логике

Последние годы в гражданской авиации Таджикистана принимаются решения, которые нам сложно понять. Судите сами.

  1. У нас есть государственная авиакомпания “Таджик Эйр”, которую лишили всякой государственной поддержки. У нее отобрали самые выгодные направления и передали их частной компании – конкуренту. При этом ей ничего не дали взамен. Естественно, государственный перевозчик оказался в сложной экономической ситуации, из которой хронически не может выйти уже 10 лет. Но правительство не хочет этого замечать – авиакомпанию и не закрывают, и не помогают ей выйти из финансового кризиса. Почему?
  2. В 2008 году на отечественный рынок пассажирских авиаперевозок вышла частная авиакомпания “Сомон Эйр”. Она получила новые самолеты, иностранных топ-менеджеров, самые выгодные рейсы и, по логике, должна процветать, но… Но в реальности все опять иначе – компания тоже находится в сложной финансовой ситуации, ее долги продолжают расти (за то же топливо она должна гораздо больше, чем “Таджик Эйр”) Почему?
  3. В результате приватизации авиационной отрасли в Таджикистане появилась частная компания ОАО “Топливозаправочная компания” (ТЗК). На сегодня это единственная компания в стране, которая поставляет нам авиатопливо. Уже много лет таджикские цены на авиатопливо одни из самых высоких в Центральной Азии. Но антимонопольный орган считает, что они адекватны. Почему?
  4. Авиабилеты таджикских авиакомпаний за последние 10 лет стали самыми дорогими в регионе. Но отрасль почему-то не процветает, наоборот – приходит в упадок. В чей карман уходят эти деньги?

…Правительство Таджикистана в последние годы стремится развивать индустрию туризма, привлекать в нашу страну путешественников из ближнего и дальнего зарубежья. Это правильное решение, наш национальный интерес – туризм действительно может стать локомотивом нашей экономики. Но это невозможно сделать, если (в том числе) наши авиакомпании не будут работать стабильно и качественно, по умеренным ценам.

Учитывая важность темы, мы надеемся получить ответы на поставленные выше вопросы от премьер-министра страны Кохира Расулзода. И не только ответы, но и конкретные действия. Если, конечно, нашему правительству это важно. (Asia-Plus/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий