По мнению экспертов, пришло время подсчитать, как блокада ОРДЛО “помогла” украинской экономике.

Экономическая блокада Донбасса, организованная народным депутатом от “Самопомощи” Семеном Семенченко и другими активистами в феврале 2017 г., нынешней осенью способствует повышению цен на продукты и товары первой необходимости.

Такое мнение высказал председатель Независимого профсоюза горняков Украины и Конфедерации свободных профсоюзов Украины Михаил Волынец.

“Это было ошибкой – организовать с 10 февраля этого года блокаду, в самые лютые морозы. Это привело к угрозе того, что могла развалиться вся энергосистема страны. Потому что те, кто блокировал, они ведь не специалисты в энергетике, они не понимают, какой ценой добывается уголь. И даже ввиду того, что это украинская территория и там работают украинцы, и предприятия были зарегистрированы в Украине, и они платили налоги в бюджет”, – заявил Волынец.

Удивили блокадой даже европейцев

Решение СНБО Украины от 15 марта “О приостановке перемещения грузов через линию соприкосновения в зоне антитеррористической операции” вызвало удивление даже у европейцев. Например, у главы представительства Евросоюза в Украине Хюга Мингарелли.

“До сих пор украинская власть по отношению к территории Донбасса использовала инклюзивный подход при одновременной борьбе с контрабандой, – отметил тогда глава представительства. – И инклюзивный подход обеспечивал решение гуманитарных проблем населения Донбасса, а также положительно влиял на экономическую ситуацию там. Такой подход был полностью поддержан нами, и поэтому вчерашнее решение СНБО нас удивило. Однако для формулирования окончательной позиции мы должны получить объяснения от украинских властей по многим вопросам”.

Внятных объяснений не поступило, поскольку решение было сугубо политическим. Экономической целесообразности для Украины как не было, так и нет: мало того, что тот донбасский уголь был дешевым ($60-65/т), так еще и отличного качества, с высокой теплоотдачей.

“Сейчас мы из Америки везем уголь по цене 113 долларов с доставкой в порт, плюс разгрузка, хранение угля на складах, загрузка и доставка к потребителю. Получается большое плечо доставки – и цена уже становится 130 долларов, то есть вдвое дороже”, – привел конкретные цифры глава Независимого профсоюза горняков.

Разумеется, все эти накладные расходы в конечном итоге лягут на плечи украинских потребителей: они будут заложены в стоимость электроэнергии, что в свою очередь приведет к автоматическому росту цен на перевозки продуктов и товаров первой необходимости. Ведь в основе всего ценообразования заложена цена и на энергоносители.

От блокады ОРДЛО выиграла Россия

Советник министра энергетики и угольной промышленности Сергей Чех высказал весьма неожиданную мысль: мол, из-за блокады Украиной Донбасса и последующего импорта угля в выигрыше оказалась Россия.

“Раз мы покупаем южноафриканский уголь, раз мы покупаем американский уголь, значит, мы даем другим добывающим странам – России, Вьетнаму – легче продавать, мы создаем спрос и своим спросом способствуем повышению цен. С точки зрения угольной промышленности, если мы вышли на мировой рынок, то россиянам от этого точно не хуже, чем было, – заявил эксперт. – Экономически в выигрыше оказались угледобывающие компании. К сожалению, не украинские”.

Политтехнолог Василий Стоякин утверждает, что блокада Донбасса изначально была политической операцией. И, по его словам, с точки зрения Украины даже есть 3 позитивных результата:

  1. Снижается зависимость Украины от подконтрольной России территории. Тут принципиальная установка – чем меньше экономических связей с противником – тем лучше, каким бы ни был экономический ущерб.
  2. Донецкий угольный район был признан неперспективным еще в СССР, а капитальные вложения в него радикально сократились еще до распада. Так или иначе, от поддержки угледобычи надо было отказываться и, как ни странно, самоуправство “активистов” способствовало решению стратегической экономической задачи.
  3. Снижается “капиталоемкость” “ЛДНР” для России. Собственно, большая часть размещенных в Донбассе производств была импортозамещена еще до Майдана, так что экономически Донбасс России нужен не был. Но за счет кооперации с украинскими предприятиями он хоть как-то себя обеспечивал. В нынешнем положении “ЛДНР” окончательно подвешиваются на российский бюджет.

Уничтожили целые отрасли

При этом экономист Александр Дудчак полагает, что организаторы блокады Донбасса ставили перед собой две цели – уничтожение “империи” Рината Ахметова и выдавливание народа из неподконтрольных Киеву районов Донбасса.

“Блокаторы декларируют, что ведут борьбу с внешним агрессором. На самом деле вот что происходит, – пояснил эксперт. – Они выступают за то, чтобы прекратить поставки угля на территорию Украины. По логике получается, что в шахтах Донбасса работают какие-то бурятские дивизии, которые злобным образом добывают уголь в донецких и луганских шахтах и везут его в Украину. На самом деле блокираторы откровенно заявили, с кем они ведут борьбу – они ведут борьбу с населением Донбасса. И это при том, что киевские власти с самого начала конфликта заявляли, что Донбасс – это Украина, и он должен вернуться в ее состав и под полный контроль Киева. Но получается, что они заинтересованы только в возврате территорий без населения”.

Экономисты с самого начала говорили о том, что этой блокадой фактически разрушается экономика Украины: уничтожаются целые отрасли народного хозяйства, убивается металлургический и угольный комплекс Донбасса. А последствия в конечном итоге ощутим все мы. Ведь мы все жили в одной большой стране, где предприятия, добывающие уголь и плавящие сталь, были расположены рядом – Днепропетровск, Донецк, Луганск. То есть, нанести ущерб одному только Донбассу невозможно – пострадают все.

Посчитали потери от экономической блокады

А теперь самое время перейти от эмоциональных и субъективных оценок к объективным показателям – статистическим цифрам. Данные Госстата по промышленности за 8 месяцев 2017 г. прокомментировал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

По его словам, в результате блокады ОРДЛО упало производство в натуральных показателях. А именно:

Добыча угля – падение на 15%. Производство чугуна – падение на 21%. Производство полуфабрикатов из стали – падение на 24%. Производство проката черных металлов – падение на 11%

“В целом экспорт металла из Украины за 7 месяцев 2017 года оказался на 18% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, – констатирует Охрименко. – Вот это и есть реальный эффект от блокады ОРДЛО. Кроме того, раньше Украина закупала уголь в ОРДЛО по цене 1700 грн. ($65) за 1 т. Сейчас Украина закупает уголь в США вдвое дороже, так что повышение тарифов на ЖКХ неизбежно”.

Блокада Донбасса приведет к потере выручки от продукции металлургии в объеме $3-3,5 млрд., к уменьшению налоговых поступлений в бюджет от предприятий, работающих на территории, не контролируемой Киевом – это еще потери в размере более 1 млрд. долларов, продолжает эксперт. Плюс вынужденная ответная реакция со стороны “ЛНР” и “ДНР” с целью не допустить остановку предприятий с украинской юрисдикцией и резкое сокращение рабочих мест – их перевели под “внешнее управление”. И теперь налоги от деятельности этих предприятий будут поступать исключительно в бюджет самопровозглашенных “республик”.

Это беда, когда политические амбиции зашкаливают, и политики согласны уничтожить все и вся, только чтобы их допустили к “кормушке госбюджета”, резюмировал Александр Охрименко. Поэтому нет ничего удивительного, что сейчас экономика Украины переживает не лучшие времена. Как долго будет это продолжаться и когда закончится, неясно. Ведь ломать – не строить. (Comments.UA/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий