Последний бензиновый кризис еще раз показал крайнюю неэффективность госкапитализма, построенного в стране. Увольнение вице-министра энергетики и вице-президента главной нефтяной госкомпании лишь указало на глубину проблемы, которую явно не собираются решать.
Давайте разберемся в глубинных причинах регулярного дефицита бензина в нефтяной стране.
Вспомним, как 4 сентября 2015 г. тогда еще первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев объявил, что “правительством принято решение по выводу из сферы государственного регулирования цен на бензин марки АИ-92/93 в целях исключения дефицита на топливном рынке страны”.
Также он отметил, что после перехода на плавающий курс тенге в стране возникли определенные сложности. При старом курсе нацвалюты до 20 августа мы спокойно закупали бензин в России по закупочной цене 97 тенге и продавали по 108 тенге. Но соотношение курса тенге к рублю резко изменилось, сейчас этот бензин обходится в 120 тенге. В убыток бензин никто завозить не будет, пояснил вице-премьер.
К слову, на сегодня (как заявил министр энергетики) цена на бензин на границе с Россией АИ-92/93 складывается на уровне 150-155 тенге за литр в зависимости от региона. То есть за два года закупочная оптовая цена на бензин этой марки в России выросла на почти на 60% (если считать в тенге). Однако тема обсуждения иная.
С момента прекращения государственного регулирования цен на бензин в целях исключения дефицита на топливном рынке уже прошло два года, однако дефицит возникает в стране периодически, и нынешний был самым крупным. Почему так происходит?
Причин много, но первопричиной является то, что вместо рыночных и свободных конкурентных отношений на рынке производства и оптовых продаж топлива в Казахстане присутствует крайне непрозрачная государственная командно-административная система, которая занимается бизнесом, при этом регулирует и контролирует саму себя.
Госкапитализм приводит к дефициту и скачкам цен
Госкапитализм на рынке производства и оптовых продаж топлива в Казахстане выглядит следующим образом.
– Государство обязывает нефтедобывающие компании поставлять часть добытой сырой нефти на внутренний рынок по заниженным ценам.
– При этом оно занимается монопольным бизнесом путем владения крупнейшими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) в Казахстане.
– Государство регулирует и контролирует этот сектор экономики через комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. То есть регулирует и контролирует самого себя.
Проблемы с дефицитом и скачками цен на бензин начинаются с поставки сырой нефти от наших месторождений на внутренний рынок. В отчетности НК КМГ (главный государственный нефтегазовый холдинг Казахстана) за 2016 говорится, что “правительство обязывает нефтедобывающие компании поставлять часть добытой сырой нефти на внутренний рынок для удовлетворения местных энергетических потребностей”. Далее в отчетности говорится, что “цены на нефть, поставляемую на внутренний рынок, значительно ниже экспортных и даже ниже обычных цен на внутреннем рынке, установленных в сделках между независимыми сторонами”.
Именно отсюда начинается темный лес. С месторождений дешевая нефть передается на переработку на государственные НПЗ на давальческой основе (сырье предоставляется для переработки в готовую продукцию с последующим возвратом продукции и оплатой тарифов по переработке). То есть кто-то отдает свою нефть на перерабатывающие заводы по цене гораздо ниже рыночной, а мы все, в конце концов, покупаем бензин по высокой цене, сложившейся в России.
При этом, если сравнить Россию и Казахстан, то у нашего соседа на рынке производства и оптовых продаж топлива вполне рыночные отношения. В отличие от нас у них в последние годы нет дефицита бензина, и изменения цен на него не пугают ни население, ни бизнес, ни само правительство.
Прежде всего это связано с тем, что там нет государственной монополии на владение НПЗ. Заводы, производящие бензин, принадлежат как государственным, так и частным компаниям, и частный сектор представлен довольно мощными игроками.
Помимо этого, в России избыток производства бензина, и внутренние оптовые цены на него формируется исходя из равнодоходности с экспортом. Также бензин в России торгуется оптом на бирже. То есть, в отличие от Казахстана, цены у нашего соседа формируются рыночным и, соответственно, прозрачным путем. При этом российское правительство не обязывает нефтедобывающие компании поставлять часть добытой сырой нефти на внутренний рынок по заниженным ценам. Единственное, что делают власти России – это помогают сектору нефтепереработки за счет так называемых “таможенных субсидий”.
Последний кризис с бензином показателен
Именно в условиях госкапитализма в Казахстане и возникают периодические дефициты и скачки цен на бензин. Например, последний случай произошел по двум причинам.
Во-первых, два государственных НПЗ вдруг встали на ремонт в самый разгар высокого потребления бензина, что вряд ли бы случилось в частной нефтепереработке, поскольку в нормальных рыночных отношениях это означает большую потерю прибыли и клиентов.
Во-вторых, дефицит возник из-за того, что антимонопольный комитет не давал поднять оптовые цены на бензин, чтобы уравнять их с российскими. В результате импорт бензина из России остановился. Как сказал председатель правления НК КМГ Сауат Мынбаев, “у нас были согласованные планы импорта, но в сентябре нас КРЕМиЗК оштрафовал на 500 млн. тенге”.
– Нас обвинили в том, что мы находимся в сговоре с крупными участниками. При этом мы полагали, что нужно принимать во внимание не только себестоимость на заводах, но и то, по какой цене импортируется бензин из России, – объяснил он. – И мы, понятное дело, остановились. Остановились не только мы, но и все крупные сети. Вот оттуда и дефицит.
Чтобы решить эту проблему, только 4 октября Министерство энергетики и антимонопольное ведомство подписали соглашение о том, что “обоснованный импорт и обоснованные цены не будут интерпретироваться как ценовой сговор”. После этого импорт бензина из России сразу пошел, но требовалось время, чтобы доставить его до конечного потребителя.
То есть фактически объявленный два года назад “вывод из сферы государственного регулирования цен на бензин марки АИ-92/93 в целях исключения дефицита на топливном рынке страны” на самом деле не произошел. Поменялась только вывеска, а содержание осталось.
Здесь возникает вполне очевидный вопрос. Почему все благие намерения правительства по снижению государственного участия и повышению прозрачности на рынке производства и оптовых продаж бензина оканчиваются ничем? Ответ достаточно простой. Потому что в Казахстане кто-то получает разницу между заниженной ценой на нефть и высокой оптовой ценой на бензин, сформированной на российском уровне.
Как решить проблемы с дефицитом и ценами на топливо?
Здесь ответ тоже достаточно простой. Надо сломать госкапитализм в этом секторе экономики и создать реально рыночные и конкурентные отношения в нем. Это можно сделать путем выполнения следующих задач.
- Необходима приватизация всех НПЗ, находящихся в государственной собственности. У нас есть закон, основанный на Yellow pages rules и говорящий, что госкомпании не должны быть вовлечены в бизнес, где без проблем могут работать частные инвесторы. Однако правительство во многом игнорирует этот закон.
- Необходимо прекратить требования правительства по поставкам нефти на внутренний рынок по заниженным ценам. Вместо этого государство должно заинтересовать нефтедобытчиков и нефтепереработчиков во внутренних поставках по рыночным ценам путем налоговых или таможенных стимулов.
- Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции нужно сделать независимым и вывести его из состава правительства. Комитет можно сделать подотчетным парламенту (это же нужно сделать и в отношении Комитета по статистике). Очень важно, чтобы регулятор по защите конкуренции жестко контролировал правительство на вопрос соблюдения Yellow pages rules.
- Антимонопольный комитет должен добиться максимальной прозрачности нефтепереработки и оптовой торговли топливом (прежде всего, это касается прозрачности ценообразования). Правительство могло бы стимулировать оптовую биржевую торговлю бензином и другим топливом.
- Необходимо скоординировать налоговую и таможенную политики на рынке топлива в ЕАЭС. Разница в налогах и таможенных тарифах на бензин и другое топливо между Россией и Казахстаном будет постоянно нарушать нормальные рыночные отношения в этом секторе экономики. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)