Любые контракты на освоение месторождений нефти и газа в Ираке, заключенные без участия правительства страны, будут считаться незаконными, говорится в официальном заявлении Министерства нефти Ирака.
“Заявления иностранных компаний по поводу их намерений заключить нефтяные контракты с той или иной стороной в пределах Ирака без уведомления федерального правительства или министерства нефти считаются грубым вмешательством во внутренние дела Ирака, нарушением его национального суверенитета и явным нарушением международных норм”, – пояснил министр нефти Джаббар аль-Луэйби.
В заявлении главы одного из важнейших ведомств Ирака подчеркивается, что согласно Конституции страны только Министерство нефти и правительство имеют право заключать с иностранцами контракты и соглашения, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений и инвестициями в них. Все иные документы власти Ирака считают не обязательными к соблюдению и оставляют за собой право обращаться в суд для защиты национальных богатств.
“Правительство и Министерство нефти стремятся обеспечить безопасную среду для работы международных компаний и защиты их инвестиций во всех регионах Ирака, в том числе в северных провинциях”, – говорится в заявлении министра.
Накануне, 18 октября, “Роснефть” объявила о подписании с властями Иракского Курдистана в развитие ранее заключенного инвестиционного соглашения документов о сотрудничестве в освоении пяти блоков на территории региона. В рамках соглашения “Роснефть” планирует выплатить за вхождение в проект и приобретение геологической информации до $400 млн.
“В случае успеха в 2021 г. планируется приступить к полномасштабной разработке блоков. По консервативным оценкам, суммарные извлекаемые запасы нефти на пяти блоках могут составить около 670 млн. барр”, – подчеркивалось в сообщении “Роснефти”.
Представитель “Роснефти” отказался от комментариев.
Позднее глава “Роснефти” Игорь Сечин на Евразийском экономическом форуме заявил, что его компания “самым серьезным образом” настроены на работу в Курдистане и Ираке в целом. “Наш интерес к этим проектам носит сугубо практический характер – данный регион характеризуется крупнейшей ресурсной базой с низкой себестоимостью добычи и не в полной мере раскрытым потенциалом”, – сказал Сечин, заверив, что “Роснефть” будет помогать властям в решении “общеэкономических и социальных задач”, в том числе способствовать повышению жизненного уровня (цитата по “Интерфаксу”).
“Мы самым серьезным образом настроены работать в Курдистане и в Ираке в целом. Наш интерес к этим проектам носит сугубо практический характер – данный регион характеризуется крупнейшей ресурсной базой с низкой себестоимостью добычи и не в полной мере раскрытым потенциалом”, – отметил он.
“При этом, включив этот регион в орбиту общеевразийской деловой интеграции, мы будем способствовать решению общеэкономических и социальных задач – энергостабильности и повышению жизненного уровня”, – подчеркнул глава компании.
В феврале 2017 г. “Роснефть” подписала с правительством Иракского Курдистана контракт на покупку и продажу нефти в 2017-2019 гг. Позднее министр природных ресурсов автономного региона Ашти Хаврами сообщил, что в рамках соглашений, заключенных с крупными нефтетрейдерами и компанией “Роснефть”, власти Иракского Курдистана получат от контрагентов около $3 млрд.
В середине сентября “Роснефть” и правительство Иракского Курдистана провели переговоры о возможности участия российской компании в проекте по финансированию строительства газопроводной инфраструктуры.
В конце сентября 2017 г. власти Иракского Курдистана провели референдум, большинство участников которого проголосовало за превращение автономного региона в независимое государство. Проведение референдума обострило отношения курдов с властями Ирака, и 16 октября иракские военные начали наступление на позиции курдских ополченцев в богатом нефтью регионе Киркук. Официально эта территория не входит в Иракский Курдистан, однако она контролируется курдским ополчением с 2014 г. 16 октября армия Ирака заняла столицу провинции Киркук. (РБК/Энергетика Украины и мира)