Компания “Карпатыгаз” встала на путь потери статуса одного из крупнейших производителей газа в стране. Посильную помощь в этом ей готовится оказать НАБУ, заявившее о желании лишить структуру Дмитрия Фирташа партнерского промысла с государственной “Укргаздобычей”.
Наблюдать за достижением этой цели особенно интересно в условиях слухов о недавней частичной смене хозяев “Карпатыгаза”, по результатам которой долей в компании якобы обзавелся Игорь Котвицкий – “кошелек” главы МВД Арсена Авакова.
ООО “Карпатыгаз” получило широкую известность пять дет назад, когда стало официальным партнером ПАО “Укргаздобыча”, подписав с ней договор о совместной деятельности. Отношения в контракте были прописаны классически: взносом государственной компании в совместную деятельность стали газоносные скважины, а частная обязалась давать деньги на интенсификацию добычи.
“Взносом “Карпатыгаз” в совместную деятельность являются деньги, которые вносятся в соответствии с программой СД”, – говорится в соглашении. Там же отдельно было прописано правило создания комитета управления совместной деятельностью, главой которой стал “Карпатыгаз”.
В общем, если не вникать в детали, то все по-честному. Но, как всегда, есть нюансы. Главный из них состоял в том, что источником финансовых вложений “Карпатыгаза” были деньги, полученные от продажи совместно добытого газа. Простыми словами, ООО просто занималось реинвестицией, не отвлекая на этот проект собственных ресурсов.
Пока у власти был Виктор Янукович, это никого не смущало: в сооснователях “Карпатыгаза” уже тогда были компании Norchamo Limited Дмитрия Фирташа, Blankbank Investment Limited Сергея Кацубы, а также TCT Holdings AB и Forest Walkway AB, к которым имели отношения близкий Юрию Бойко тогдашний глава “Нафтогаза” Евгений Бакулин и близкий Фирташу тогдашний глава “Укргаздобычи” Юрий Борисов.
С таким административным иммунитетом “Карпатыгаз” чувствовала себя вполне комфортно. Но в спокойном режиме смогла проработать не долго. Жизнь пошла под откос в 2014-м, после бегства Виктора Януковича в Россию. На первом этапе перемены почувствовались весной 2015 г. в виде решение Верховной Рады о повышении ренты почти втрое – до 70%. А еще чуть позже “Укргаздобыча” заявила о желании прекратить отношения с “Карпатыгазом”, обратившись в суд с соответствующей инициативой.
С того момента ничего особо не изменилось: подчиненные Олега Прохоренко увязли в судебном быту. Но сейчас у них появилась новая точка опоры: 23 октября в Хозяйственном суде Киева было зарегистрирован иск Национального антикоррупционного бюро с ходатайством о признании недействительным договора о совместной деятельности между “Укргаздобычей”, “Карпатыгазом” и ее материнской компанией из Швеции Misen Enterprises AB.
Смотря на эффективность НАБУ на других фронтах, будет честно говорить о приличном росте шансов “Укргаздобычи” отделаться от навязчивого частного партнера. Но легкой победы в любом случае не будет. Во-первых, потому что оппонентам Дмитрия Фирташа кроме украинского нужно открывать второй судебный фронт в Стокгольме, по месту прописки Misen Enterprises AB.
А, во-вторых, поскольку на рынке уже “всплыла” информация о появлении у “Карпатыгаза” новой влиятельной группы бенефициаров. Речь идет про финансовый инструмент Арсена Авакова Игоря Котвицкого, который якобы выкупил долю вышеупомянутого Евгения Бакулина. Подтвердить эту информацию нечем, потому что сделки такого уровня проходят, как это принято называть, на уровне “продажи папок” – когда из одних рук в другие переходит доля в компании, зарегистрированная на оффшоры, принадлежащие физлицам-номиналам.
В этом смысле шансы получить хоть какое-то подтверждение произошедших перемен в учредительном капитале “Карпатыгаза” кажутся нереальными. Но кроме линейных доказательств есть еще и косвенные. Одним из них вполне может служить возможный проигрыш НАБУ начатого судебного спора. (Дмитрий Рясной, uaprom.info/Энергетика Украины и мира)