“Зеленая” энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 г. ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035 г. – до 25%.
Недавно на Львовщине одновременно открыты ветряная (ВЭС) электростанция “Старый Самбор 2” на 20,7 МВт и солнечная (СЭС) на 20 МВт. Есть и проект строительства крупных СЭС в чернобыльской зоне отчуждения: в частности, одна из ведущих энергокомпаний Франции, Engie SA, может построить тут масштабный объект стоимостью 1,25 млрд. долл. Интерес к “зоне” проявляют и китайские предприятия – GCL System Integration Technology и China National Complete Engineering Corp., которые задекларировали совместный проект СЭС на 1 ГВт.
Кроме того, в октябре в Березанском районе Николаевской области запущена 2-я очередь Тузловской ВЭС, входящей в ветропарк “Причерноморский”, а именно – новый генератор на 3,2 МВт, на данный момент самый мощный в Украине. А в Запорожской области начинается сооружение крупнейшей в Европе наземной ВЭС производительностью 500 МВт; инвестор – EuroCapeNewEnergy (Франция), смета – 700 млн. евро. Объект появится на территории Приазовского и Мелитопольского районов, срок реализации – 2019 год.
Вообще, в 1 полугодии 2017 года в стране построено 79 новых объектов возобновляемой энергетики суммарной мощностью 182,7 МВт и общей стоимостью более 210 млн. евро. В результате на 01.06.2017 общая мощность сектора достигла 1461,7 МВт, включая СЭС, ВЭС, малую гидроэнергетику и электростанции на биомассе (или биогазе). При этом производительность СЭС в январе-июне выросла относительно аналогичного периода прошлого года на 23% до 705 МВт, ВЭС – на 4,7% до 458,7 МВт.
Украинская динамика
На “зеленую” электроэнергию действует повышенный отпускной тариф с привязкой к курсу евро, актуальная версия которого установлена принятым в 2015 году законом №514-VIII “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников”. Уровень тарифа – 0,15 евро/кВт-ч или выше, что, к слову, намного выше, чем в других странах Европы, где цифра не превышает 8,6 евроцента.
Неудивительно, что, кроме коммерческих станций, альтернативную генерацию активно устанавливают и домохозяйства: за 9 месяцев года более 1200 семей установили у себя солнечные панели – это в 1,5 раза больше, чем за весь 2016-й. Всего же по состоянию на 21.10.2017 собственные СЭС совокупной мощностью 37 МВт имели 2323 домохозяйства. В поддержку тренда государство и регионы предоставляют льготы: например, во Львовской области областной бюджет возвращает домохозяйству 22% годовых по кредиту на солнечные панели, в Житомирской области – 20% основного тела кредита, и т. д. Все это формирует предпосылки для развития внутреннего производства соответствующего оборудования.
Но сохраняются и проблемы, к которым можно отнести сложный инвестклимат, в т. ч. зарегулированность, правовую волатильность, недоразвитость передающей инфраструктуры (когда мощные станции попросту не могут нормально выдать получаемую энергию в сеть). По словам эксперта Bloomberg New Energy Finance Пьетро Радоя, высокий исходящий тариф привлекает инвесторов, но в стране по-прежнему много рисков и чрезмерная себестоимость проектов.
Тем временем еще 01.10.2014 Кабмин утвердил Национальный план действий по возобновляемой энергетике до 2020 г., который предусматривает увеличение доли “зеленых” источников в энергобалансе с 1% до 11%. Сейчас это 6% (с учетом крупных ГЭС) – меньше, чем в соседних европейских странах: в Венгрии это 7%, в Польше – 13%, в Литве – 16%, а в Румынии – 43%. Наконец, в Норвегии это 106%, т.е. она полностью покрывает свои энергопотребности и экспортирует альтернативное электричество. Добавим, в принятой недавно Киевом Энергетической стратегии на период до 2035 года зафиксирована цель в 25% энергии из возобновляемых источников в общих первичных энергопоставках.
Чтобы достичь отметки в 11%, нужно порядка 12 млрд. долл. капиталовложений, отмечает глава Госагентства по вопросам энергоэффективности и энергосбережения Сергей Савчук. По его словам, при этом отечественный ТЭК следует в русле мирового тренда “озеленения” энергетики, а профильные технологии за счет широкого освоения становятся все качественнее и дешевле. В Статистической службе Евросоюза (Eurostat) и вовсе считают, что украинская энергетика потенциально способна вырабатывать из возобновляемых источников не менее 74% электричества (если задействовать все доступные возможности). В общей структуре 49% могут давать ВЭС, 22% – биотопливо, 17% – крупные ГЭС, 7% – малые ГЭС, и только 5% в таком “раскладе” отведено СЭС, которые сегодня лидируют. Совокупно все виды альтернативной энергетики, полагает Eurostat, в будущем смогут давать Украине примерно 120 млрд. кВт-ч в год (для сравнения, в 2016 году общий объем национальной генерации составил 155 млрд. кВт-ч).
Мировой контекст
Возвращаясь к глобальным тенденциям, заметим, что начиная с 2015 года инвестиции в “зеленую” энергию в мире превышали объем вложений в традиционную генерацию. В то же время в 2016-м инвестиции упали на 23%, до 241,6 млрд. долл. – в первую очередь ввиду резкого сокращения себестоимости чистой энергии: средние капитальные затраты на выработку 1 МВт в минувшем году снизились более чем на 10%. Но ввод в эксплуатацию продолжил ускоряться – было введено 138,5 ГВт новых ЭС, что на 9% больше, чем в 2015-м. Объем новых мощностей возобновляемой энергетики составил 55% совокупной новой генерации, что стало абсолютным рекордом.
В свою очередь, из новых прошлогодних альтернативных мощностей более половины пришлось на солнечные панели – 78 ГВт. В 2017 году рост показателей солнечной генерации продолжается: общая мощность новых СЭС может достигнуть 85,4 ГВт, а средняя стоимость солнечной энергии уменьшится до менее чем 2 центов за кВт-ч. По этому поводу последний тематический отчет Всемирного экономического форума информирует, что более чем в 30 странах мира “зеленая” энергия уже обходится дешевле, чем полученная за счет ископаемого сырья. А в ближайшие несколько лет, как прогнозируется, паритет себестоимости экоэнергии будет достигнут в 80% стран мира.
В некоторых случаях это, в сочетании с ростом предложения возобновляемой энергии, приводит к необычным эффектам. Так, в Германии в текущем году краткосрочные цены на альтернативное электричество не раз становились отрицательными: предложение профицитно, и энергооператоры доплачивают потребителям, чтобы не останавливать мощности.
Берлин принял решение до 2022 г. закрыть все АЭС, а уже к 2020 г. довести долю экоэнергии в энергобалансе до 35% (сейчас – около 30%).
Нет сомнений, что “зеленый” тренд будет развиваться и дальше. Он позволяет странам не только улучшать экологию, но и меньше зависеть от рынков традиционных энергоносителей и цен на них. Со второй половины ХХ века и по сей день нефть и газ являются важными факторами в мировой политике, но их роль неизбежно ослабевает. Все это в высшей степени относится к Украине, для которой импорт углеводородов является одним из ключевых инструментов политического воздействия все время независимости. Ослабление значения этого импорта – важное условие реальной политической и экономической самостоятельности страны. (Максим Полевой, МинПром/Энергетика Украины и мира)