Мировые сырьевые трейдеры предостерегают участников сделки по ограничению нефтедобычи ОПЕК+ от нерешительности, пишет Financial Times.
Рынок ожидает, что в ходе предстоящей конференции ОПЕК и не-ОПЕК будет принято решение о продлении сделки с конца марта до конца 2018 г. Однако, отмечает издание, в последнее время есть сигналы того, что Россия, один из крупнейших производителей нефти и локомотив сделки со стороны стран, не входящих в ОПЕК, сомневается в необходимости продлевать ограничения, опасаясь того, что цена свыше $60/баррель может вызвать увеличение добычи нефти со стороны конкурентов.
Однако трейдеры говорят, что может быть опасно менять план, который признан успешным, поскольку нефтяные запасы снижаются, цены восстанавливаются, и остается большой вопрос, смогут ли американские производители сланцевой нефти удовлетворить возрастающий спрос.
“Что им нужно делать, это довольно простая вещь – придерживаться того, что они делают”, – сказал глава Mercuria Марко Дунанд (Marco Dunand). “Если они продолжат исполнение сделки, мы увидим снижение запасов до уровня, соответствующего поддержке цены свыше $60 /баррель. Если цены взлетят слишком высоко, они всегда могут пересмотреть сделку, но начало следующего года не выглядит слишком “бычьим” (с повышательной тенденцией)”, – сказал он.
Во многих смыслах задача ОПЕК на этой неделе – не стать жертвой своего успеха, отмечает FT.
Цена нефти Brent с момента заключения сделки год назад выросла почти на 30%. Динамичный рост спроса также помог убрать дополнительную нефть, поступившую из США.
“История всем нам показывает, как тяжело защищать и свою рыночную долю, и цену одновременно”, – отметил главa Gunvor Торбьорн Торнквист.
Однако воспоминание о нефтяном коллапсе с цены свыше $100 /баррель надолго останется в памяти стран, которые пострадали от нефтяного кризиса, и страхи о том, что сланцевая нефть США снова зальет рынок, небезосновательны, считает глава Gunvor.
По словам Т. Торнквиста, пока трейдеры крайне пессимистично оценивают возможное решение о непродлении сделки. “Производители четко следуют линии: решение, которое устанавливает цены свыше $60/баррель, рискует стимулировать еще больше инвестиций со стороны стран не-ОПЕК”, – сказал Т. Торнквист.
В то же время, пишет FT, по словам трейдеров и аналитиков все еще нет ясности относительно прогнозов по спросу и предложению на следующий год, чтобы ОПЕК брала на себя слишком большой риск. Американское энергетическое агентство (EIA) прогнозирует, что в следующем году добыча в США вырастет благодаря сланцевой нефти на 720 тыс. баррелей в сутки – до 10 млн. б/с. Другие же прогнозируют меньший рост, поскольку эта молодая отрасль еще не пробовала работать на текущих ценовых уровнях при том, что затраты увеличиваются.
Между тем WSJ пишет, что в ОПЕК испытывают сомнения относительно того, поможет ли продление сделки членам картеля. По их мнению, усилия ОПЕК могут привести к чрезмерно высоким ценам на нефть, что, в свою очередь, рискует подавить спрос на нефть.
Тенденция к росту цен на нефть частично объясняется ограничениями производства ОПЕК, а также геополитическими угрозами для производства в Иране, Ираке и Саудовской Аравии, а также публичными заявлениями Саудовской Аравии о том, что королевство стремится поддерживать цены на нефть.
Более высокие цены могли бы также стимулировать производителей сланцевой нефти в США наращивать бурение, повышая вероятность наплыва новой нефти, которая может ухудшить рынок, пишет WSJ. По данным Baker Hughes, после падения в течение последних трех месяцев количество буровых установок для нефти выросло на девять – до 747 на прошлой неделе.
Саудовская Аравия, самый мощный член ОПЕК, выступала за продление сокращения производства еще на девять месяцев до конца 2018 г. Королевство нуждается в более высоких ценах, поскольку оно планирует IPO Saudi Aramco. Но саудовские нефтяные чиновники говорят, что они также не хотят переусердствовать. В этом месяце министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих сказал Bloomberg TV, что королевство не хочет “каких-либо всплесков цен, которые шокируют рынок, мы не хотим, чтобы ценовые движения не были здоровыми для спроса”. “Наше предпочтение заключается в том, чтобы рынок сбалансировался постепенно”, – сказал Фалих.
Не все члены ОПЕК считают, что продление является хорошей идеей. Большинство из них экономически и политически нестабильны из-за цен на нефть, которые по-прежнему в два раза меньше уровня 2014 г. По мнению аналитиков, более высокие цены также приведут к тому, что участники изменят свои производственные планы для увеличения продаж нефти. Так, например, о возможном несоблюдении директив ОПЕК заявил Эквадор. Ливия и Нигерия, которые не включены в текущую сделку, также создают проблемы для картеля, поскольку их добыча растет.
“Я не уверен, что все из нас хотят быть в этой сделке так долго”, – приводит WSJ слова делегата ОПЕК из страны Персидского залива, где есть сомнения относительно эффективности сделки.
По утверждению источника FT в ОПЕК, пока нет согласия всех участников сделки на ее продление. FT отмечает, что Россия проводит политику увеличения своей роли на Ближнем Востоке, но с точки зрения экономики Россия менее зависима от цен на нефть, чем Саудовская Аравия, и нацелена не уступать свою долю рынка конкурентам.
Кроме того, более высокие цены на нефть могут означать укрепление российской валюты в преддверии президентских выборов в следующем году, в то время как российские чиновники считают, что слабый рубль повышает конкурентоспособность и помогает экспортным отраслям, уменьшая спрос на импорт, отмечает FT.
В связи с этим, российские компании поставили вопрос о возможном продлении сделки до сентября.
Однако текущий рост цен на нефть до $63 /баррель почти на 30% отражает ожидания того, что сделка будет продлена до конца 2018 г., отмечает FT.
Агентство Bloomberg приводит мнение ESAI Energy, что соглашение будет продлено, возможно, поэтапно, при этом российские производители будут все сильнее сопротивляться сокращениям, что может “расстроить” сделку в 2018 г.
По мнению аналитиков, участие в сделке усилило влияние России на Ближнем Востоке, выгоды для страны от ее продления носят кратковременный характер. При продлении сделки РФ придется отложить ввод в строй новых добывающих мощностей. Чем дольше РФ будет ограничивать добычу, тем более разрушительно это будет для новых проектов “Роснефти”. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)