Группа народных депутатов, среди которых и и. о. главы комитета по ТЭК Александр Домбровский, зарегистрировала в Верховной Раде проект закона, обязывающий операторов топливного рынка уже с 1 января 2019 г. продавать бензин и дизтопливо с определенным содержанием биокомпонентов.
За невыполнение нормы предусмотрены штрафы. Реализация положений однозначно приведет к увеличению стоимости бензина и дизтоплива в Украине. Выиграет от нововведений только “Укрспирт”, который загрузит мощности старых спиртзаводов. Заплатят за это потребители.
Проектом закона №7348 предусматривается, что с 1 января 2019 г. суммарная вместимость биокомпонентов для бензинов должна составлять 3,4 энергетических процента, а с 1 июля 2020 г. – не менее 4,8%. Для дизельного топлива часть биокомпонентов с 1 января 2019 г. рассчитана в размере 2,7% от общих продаж. В случае несоблюдения субъектами хозяйствования требований о процентном соотношении предусматривается штраф в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан на каждый 1 гДж разницы в установленном объеме обязательной доли биокомпонентов в годовом балансе продаж.
Давайте смоделируем ситуацию, представим, что закон принят.
Особенностью Украины является зависимость от импорта топлива и небольшая 20%-ная часть собственного производства бензина. Завозят импортеры готовый бензин, который отвечает всем европейским нормам. Но закон требует добавить в него спирт. Если это сделать, параметры топлива тут же “поплывут”. Чтобы этого не случилось, импортер должен привезти некий базовый бензин, который при смешении с украинским биоэтанолом даст соответствие стандарту качеству Евро-5. Не вызывает сомнений, что зарубежный производитель за такой спецзаказ попросит надбавку. Разумеется, не бесплатно обойдется и биоэтанол.
Далее. Чтобы получить качественный спиртосодержащий бензин, его нужно правильно смешать. Для этого необходимо сделать на нефтебазах специальные установки. Это страшный сон автомобилистов, которые шарахаются от любого упоминания о возможных манипуляциях с топливом.
Перед тем, как полученный бензин паспортизировать, нужно добиться соответствия качеству, а для этого нефтебазы необходимо оборудовать лабораторными комплексами.
Как видим, процесс выпуска бензина с биоэтанолом не так прост, как кажется функционерам спиртовой отрасли. Чем больше я с ними общаюсь, тем больше убеждаюсь, что в их представлении добавление биоэтанола может производиться в любом ведре с перемешиванием веслом.
На самом деле это, во-первых – время, во-вторых – деньги. Законодатель щедро хочет дать год. Вроде, как немало. Это если не знать, что Польше для создания “спиртовой” инфраструктуры понадобилось более 10 лет.
Очевидно, что спиртосодержащий бензин будет дороже “обычного”. На сколько? Это во многом будет зависеть и от монополиста в лице “Укрспирта”, который оказывается в очень сладкой позиции – цены на биоэтанол будут исключительно в его руках. Также понятно, что все это будет включено в цену на АЗС.
Но и это еще не все “покращення”. Речь о качестве. Чего греха таить, даже сегодня нередко есть нарекания на качество бензина. При том, как показывает анализ конкретных случаев, часто отклонения по качеству возникают из-за неправильной транспортировки и хранения. А теперь давайте представим, если есть проблемы с элементарными технологическими нормами, что будет происходить, когда добавится производство? Ничего хорошего, это если кратко.
Сам по себе бензин с биоэтанолом – весьма капризная субстанция. Это топливо не предназначено для длительного хранения. Надолго оставлять машину с таким бензином в баке не рекомендуется. Могу себе только представить, сколько будет случаев, когда топливо начнет элементарно расслаиваться и требовать срочной замены.
Обратим внимание, что бензин с этанолом есть в продаже и сегодня: специальный закон дает льготу по акцизу на бензин с содержанием более 30% спирта. Но особых очередей за этим продуктом нет, хотя он дешевле почти на 1 грн на литре. Сеть WOG пару лет назад была вынуждена свернуть эту программу продаж альтернативного топлива (так оно называется по закону). Почему не “взлетело”? Потому что продукт весьма специфичный, подходит не каждому автомобилю, в частности старым машинам, которых в Украине большинство, вообще противопоказан. В соцсетях несложно найти отзывы об этом бензине.
В целом, вся история биоэтанола – это история не про защиту экологии и энергосбережение. Это в основном про деньги. Деньги лоббистов. Европейские эксперты открыто говорят, что в Европе эту тему в свое время продавили немецкие производители оборудования для спиртовой промышленности. На знамена был взят тезис о снижении зависимости от нефти и защите окружающей среды. Здесь вспоминается одно исследование, в котором утверждалось, что для выпуска ты биоэтанола необходимо использование четырех т нефтяного топлива… Такое вот энергосбережение и экология…
Не стала исключением и Украина. До революции 2014 г. обязательное добавление биоэтанола продавливали министр энергетики Юрий Бойко (который под эту программу начал строить мощный спиртзавод в Рубежном), а также его давние партнеры Эдуард Ставицкий и министр агрополитики Николай Присяжнюк. Это был план создать монополию по выпуску биоэтанола и тем самым – сориентировать на себя весь топливный рынок. Только сопротивление участников рынка нефтепродуктов смогло отвести эту угрозу.
Тема использования биоэтанола в бензине не нова. И сегодня действует принятый в 2012 г. закон, который предписывает обязательное добавление биокомпонентов в бензин. Но почему этот закон не заработал? Эти причины на повестке дня и сегодня.
А теперь самый главный вопрос: почему все должны сброситься для того, чтобы вдохнуть жизнь в гору хлама под названием “Укрспирт”?
Разграбленный и доведенный до ручки госконцерн не может зарабатывать на рынке пищевого спирта, поэтому решил возродиться за счет биоэтанола, который решил внедрить насильно? В Европе уже несколько лет действует принцип: любое альтернативное топливо должно быть конкурентоспособным. Оно должно само найти своего потребителя, без помощи государства. У топлива, которое нуждается в постоянном “искусственном дыхании”, нет будущего. Так случилось и с биоэтанолом, которого вы уже не встретите в перечне приоритетов развития европейской альтернативной энергетики. Превращать еду в топливо, зерно в спирт, а не хлеб – это была ошибка, и теперь это очевидно.
А что же делать “Укрспирту”? Ему нужно работать. Но не за чужой счет, а за свой. Биоэтанол или выпускаемый из него этил-трет-бутиловый эфир (ЭТБЭ) с большим удовольствием будут брать украинские нефтеперерабатывающие заводы в Кременчуге и Шебелинке, которые сегодня импортируют дорогостоящие октаноповышающие компоненты, в частности метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ). Государство здесь может помочь тем, что, например, запретит использование МТБЭ, как не очень здорового компонента, который, к слову, запрещен во многих странах, в частности США. Хороший ЭТБЭ без проблем можно экспортировать – оторвут с руками!
Европа уходит от биоэтанола, все больше смотрит на электричество и биотопливо второго, третьего и т. д. поколений, для производства которых не используются пищевые культуры и сельскохозяйственные земли. Мы же вместо того, чтобы настроиться на текущую волну, хотим заниматься тем, что в Европе уже считается вчерашним днем. (112.ua/Энергетика Украины и мира)