Украинскому топливный рынок готовят к грандиозным переменам. По данным участников рынка, Кабмин планирует в ближайшее время рассмотреть целый пакет законодательных изменений, суть которых сводится к введению так называемых “заградительных тарифных квот” для растущего топливного импорта с целью “поддержки отечественного производителя” нефтепродуктов.
Член правления “Укрнафты” Олег Гез также призвал правительство рассмотреть возможность введения защитных мер для украинских НПЗ, в частности Кременчугского. Ведь с российскими и белорусскими поставщиками, имеющими доступ к более дешевой нефти, тот бороться просто не может.
Вдобавок правительственный комитет одобрил проект постановления, который поменяет порядок расчета стартовой цены нефти на аукционах “Укрнафты”. По сути, Кабмин готовится отвязать стоимость украинской нефти от таможенной цены.
Что это значит
Как рассказали UBR.ua участники топливного рынка, тема ограничения импорта нефтепродуктов впервые была инициирована украинскими НПЗ еще в 2011 г., и является ничем иным, как попыткой монополизировать рынок одним игроком. А идея ввести заградительные пошлины и упразднить привязку цены украинской нефти к мировым – это звенья одной цепи. Которую плетет фактический владелец Кременчугского НПЗ и фактический же куратор “Укрнафты” – то есть Игорь Коломойский.
“В 2017 году Кременчугский НПЗ, который фактически контролируется группой “Приват”, нарастил выпуск бензинов А-92 и А-95 за счет увеличения загрузки мощностей азербайджанской нефтью. На рынке бензинов, потребление которых сокращается третий год, дополнительные объемы могут быть не востребованы. Опасаясь отсутствия спроса на свою продукцию, группа “Приват” инициирует заградительные пошлины. И шансы их принятия, зная “приватовцев”, весьма велики. По моему мнению, это не коснется дизеля и сжиженного газа, так как эти позиции Кременчугский НПЗ сбывает без проблем – потребление растет (особенно СУГ)”, – высказал UBR.ua одну из точек зрения исполнительный директор UPK Group Александр Киримов.
Другая сводится не к заводу в Кременчуге и его сбыту бензина, а к попыткам оправдать и закрепить повышенные цены на топливо, получаемое при переработке украинской нефти.
“Любой украинский производитель формирует отпускные цены исходя не из стоимости сырья, производственных затрат и прибыли, а от так называемого “импортного паритета”. То есть, стоимость должна быть не ниже, чем на аналогичную продукцию, завозимую по импорту”, – подметил UBR.ua топливный эксперт Леонид Косянчук.
Как отразится на ценах
Какими бы ни были реальные причины данной инициативы, эксперты сходятся в одном: если в 2011 г. рынок просто прощупывали на предмет введения заградительных пошлин, то сейчас велики шансы реальных действий, которые скажутся не только на всем украинском топливном рынке, но и на потребителе. А в случае реализации данной инициативы, импортное топливо вырастет в цене пропорционально заградительной пошлине.
“Любая пошлина или квота будет переложена на конечного покупателя. В цене на заправке это будет означать дополнительные около 3 грн./л или порядка 10% от текущих цен. Между тем, украинские НПЗ и так находятся в неплохой ситуации, поскольку цены на импортные нефтепродукты весьма высоки, соответственно они имеют возможность продавать свою продукцию по очень хорошим для себя ценам. Но, как видим, они хотят еще больше увеличить свой заработок”, – заметил в беседе с UBR.ua директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.
Действительно, кременчугские бензины достаточно высокого качества и могут конкурировать с польским, литовским и белорусским топливом. Только заградительная пошлина сузит диапазон выбора для потребителя, что вряд ли воспримется положительно, говорят эксперты.
С одной стороны, рынок утратит свое главное преимущество – диверсифицированную систему, которая на сегодня страхует его от возможных проблем с поставками на отдельных направлениях. А с другой, высокие цены на бензины стимулируют переход водителей на ГБО, что приведет к еще большему росту потребления автогаза. (Денис Вергун, ubr.ua/Энергетика Украины и мира)