Для президента важна преемственность заложенных традиций новым руководящим составом регулятора.
Переход Нацкомиссии по регулированию энергетики на рельсы институциональной независимости отменяется: костяк руководящего состава НКРЭКУ, как и раньше, будет состоять из людей Петра Порошенко. Сохранение этой вертикали оставляет за президентом контроль над всем энергетическим блоком, а значит – дает возможность консервировать существующие правила распределения финансовых потоков на рынке.
Годовой оборот лицензиатов, подотчетных Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг, составляет полтриллиона грн.. Поэтому регулятор точно стоит того, чтобы за него побороться. Это понимают и западные доноры Украины, под давлением которых ручная процедура отбора кандидатов в президиум НКРЭКУ была заменена на конкурсную.
Но это же понимают и в Киеве, силами которого конкурс потерял интригу. Чтобы с этим согласиться, достаточно посмотреть на то, что собой представляет номинационная комиссия, которая занимается отбором кандидатов на должность членов регулятора. Ее костяк (4 из 5 человек) – это люди, прямо или косвенно зависящие от БПП.
Речь идет о Василии Котко и Семене Поташнике (официально входят в эту комиссию по квоте президента Петра Порошенко), Николае Ницаке (назначен от Кабмина и состоит в приятельских отношениях с вице-премьером Владимиром Кистионом), а также Василии Яструбинском (делегирован в комиссию от имени парламента, но одновременно находится в добрых отношениях с вышеупомянутым Котко).
При таком бэкграунде “судей” процедура перезагрузки верхушки НКРЭКУ выглядела прогнозируемо, а от того – скучно. Особенно клонить на сон начало на этой неделе, когда свою кандидатуру в новый состав Нацкомиссии подал ее сегодняшний глава Дмитрий Вовк, который через совладельца ICU Макара Пасенюка относится к орбите Порошенко.
Одни восприняли эту инициативу как разыгрываемый междусобойчик: мол, пропрезидентская номинационная комиссия выпустит в финал пропрезидентского кандидата. Другие утверждали, что у Вовка нет шансов из-за того, что он не проходит законодательные требования по минимальному опыту работы в энергетике (нужно не менее пяти лет, а у Дмитрия Владимировича чуть больше трех).
Пока что события развиваются в пользу вторых: сегодня номинационная комиссия отказалась допустить Вовка к конкурсу как раз из-за недостаточного опыта работы. Но это ничего не меняет. Ни в отдельном частном случае: Дмитрий Вовк может оспорить решение комиссии в течение двух дней, и, по данным UAprom, планирует это сделать, апеллируя к тому, что компания ICU, в которой он работал раньше, занималась сопровождением предприятий из ТЭК, а значит этот опыт можно отнести к “работе в сфере энергетики”. Ни в системном подходе: даже если Вовк не останется в НКРЭКУ, на смену ему придет достойная команда.
Повод так утверждать дает сразу два факта. Во-первых: на начальном этапе, который проходил с целью отбора кандидатов на пять (из семи существующих) вакантных мест в президиум НКРЭКУ, номинационная комиссия выпустила в финал минимум трех выходцев из Нацкомиссии, которые считаются близкими Дмитрию Вовку – Оксану Кривенко, Руслана Кайдаша и Евгения Маглеванного.
Во-вторых, последнее слово в процедуре утверждения/отклонения кандидатов в энергокомиссию за президентом Петром Порошенко. В том, что при своем выборе он будет ориентироваться на кадровые рекомендации Вовка нет никаких сомнений. Ну, хотя бы потому что при Дмитрии Владимировиче на рынке появились легендарные нововведения (типа формулы расчета стоимости угля “Роттердам +”), и для гаранта конституции, который считается одним из бенефициаров этого способа вывода денег из энергетики, безусловно важна преемственность заложенных традиций новым руководящим составом регулятора. (Дмитрий Рясной, Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)