Одинаковые цены на газ для населения и бизнеса – тот случай, когда “уравниловка” спасает от коррупции. Но как же трудно на это решиться!

«Нафтогаз» предложил правительству новую идею, как получить очередной транш в размере $1,9 млрд. от МВФ, требующего привести цены на газ к единому рыночному уровню. Предлагается дифференцировать тарифы, как при оплате за электроэнергию, когда тариф увеличивается, если потребитель вышел за установленные социальные рамки.

Сегодня бытовые потребители газа получают его по тарифу 6,9 тыс. грн./тыс. куб. м (регулирование происходит в режиме наложения спецобязательств на поставщиков газа). А промышленные потребители покупают газ на свободном рынке, где цена формируется по принципу импортного паритета, по 10 тыс. грн./тыс. куб. м. МВФ требует, чтобы обе категории потребителей покупали газ по импортному паритету. Нафтогаз, как один из крупнейших налогоплательщиков в Украине, конечно, – “за”. Правительство, как ответственное за все, в том числе, и за электоральные настроения, – “против”. И пока между ними продолжается идеологическая борьба, ловкие дельцы продолжают стричь купоны на схемах, которые в таком “климате” множатся, как грибы после дождя.

Газовый “дифференциал”: ой нет, на это мы пойти не можем!

Глава украинского правительства не оставляет надежды на иностранные средства для подпитки украинских реформ. Но в вопросах цены на газ официальный Киев придерживается собственного мнения и не соглашается с предложениями фонда и Нафтогаза, которые доказывают, что разница между коммерческой и бытовой ценами на газ – вредное явление, дающее простор для манипуляций. Хотя премьер и сам это признает.

Недавно НАК предложил полностью исключить из цепочки поставки газсбыты (выделенные подразделения облгазов) и взять продажу газа населению на себя. При этом предлагается ввести две цены: действующая цена в 6,96 тыс. за 1 тыс. куб. м будет распространяться на социальную норму потребления газа, а все, что выше нормы будет по рыночной цене. При этом нормы потребления газа предлагается уменьшить на 15%.

В правительстве раскритиковали идеи “Нафтогаза” и решили пока не предлагать их на переговорах с МВФ. В свою очередь Нафтогаз тоже ничего официально не комментирует. Но не устает напоминать, что из-за несоответствия установленной правительством “бытовой” цены экономически обоснованным затратам компании, она недополучила 12 млрд. грн. прибыли. И при разнице бытовой и промышленной цены облгазы (региональные газораспределительные сети, 70% которых контролирует в Украине Дмитрий Фирташ), имеют возможность легко манипулировать объемами газа, доходами и задолженностью перед Нафтогазом.

“Мертвые газовые души” – почти по Гоголю

Как бы скептически ни относились в верхах к обвинениям в формировании значительных объемов теневых доходов на отечественном рынке газа – факт остается фактом: не весь газ, который региональные контрагенты получают у Нафтогаза на льготных условиях, идет на обеспечение потребностей населения. И на этом строятся несколько схем теневого заработка.

  1. “Мертвые души”

Определенные объемы газа списывают на несуществующих бытовых абонентов по льготной цене, а затем реализуют “налево” по промышленной. Обычно подконтрольным предприятиям на производство такой же “левой” электроэнергии или других промышленных товаров.

Например, после смены в 2017 году руководства ОАО “Кировоградгаз” (51% акций владеет государство) удалось обнаружить и передать правоохранителям информацию о случаях начисления объемов газа несуществующим абонентам в городе Кропивницком. Также правоохранительные органы сообщили о раскрытии схемы мошенничества на Львовщине на сумму 1,4 млрд. грн., когда предприятия, приближенные к высокопоставленным чиновникам, производили из льготного газа электроэнергию и продавали ее по коммерческой цене.

По данным заместителя начальника Департамента энергоэффективности НАК “Нафтогаз Украины” Алексея Хабатюка, только в прошлом году на 400 таких “мертвых” душ было списано 78 млн. грн.

  1. Социальные нормы для потребителей без счетчиков

Избыточные объемы газа формируются и списываются под видом учтенных по установленным государством нормам (ежемесячно 3,3 куб. м на одного человека на 1 кв. м отапливаемой площади с централизованным снабжением горячей воды и 5,4 м3 без централизованного снабжения). В Украине по состоянию на конец 2017 года природный газ учитывался около 10 млн. бытовых потребителей из общего количества 12,5 млн. По данным Нафтогаза, абонентами без счетчиков потребляется до 1 млрд. куб. м в год. Какая часть этого газа оказывается “приписана” за тех, кто эти нормы по факту не выбирает, можно только догадываться.

  1. Расчеты по газовым субсидиям

Избыточные объемы газа приписываются субсидиантам (как со счетчиками, так и без). Сейчас субсидии (денежные выплаты из бюджета) рассчитываются по установленным социальными нормам и направляются непосредственно облгазсбытам. А те, подавая данные о потребленном субсидиантами, “подрисовывают” разницу между реально потребленными и нормированными объемами газа. Абоненты иногда могут об этом даже не догадываться.

Сейчас поле для получения сверхприбылей в схемах с субсидиями достаточно широкое. Из 12,5 млн. бытовых потребителей газа, по данным Минсоцполитики, субсидии получают 8,8 млн. потребителей. Прошлогодние объемы субсидирования за газ составили 35 млрд. грн.!

  1. Производственно-технологические потери

Газ также любят списывать на так называемые производственно-технологические потери (аварии и утечки газа) сверх утвержденных Минэнерго и согласованных в “бытовом” тарифе нормы. То есть, согласованные в тарифе объемы газа оплачиваются потребителем, а сверх согласованных “ложатся” на себестоимость газораспределительных сетей, которую публично никто не контролирует. На самом деле газовые дельцы таким образом компенсируют себе “потери”, которые идут на обеспечение газом других предприятий. По данным НКРЭКУ, в 2016 году физические объемы потерь газа в сетях облгазов составили 1,1 млрд. куб. м, в деньгах – на сумму 6,7 млрд. грн. А у отдельных облгазов наблюдался не совсем обоснованный прирост технологических потерь.

Что с этим делать?

Из вышесказанного вывод может быть только один: чтобы предотвратить коррупционные схемы, Украине рано или поздно придется разрушить монополию облгазов, унифицировать правила на рынке газа для всех категорий потребителей, отказаться от государственного регулирования цен и любых спецобязательств. Кстати, предложение Нафтогаза, с которого мы начали, – это, похоже, шаг именно в таком направлении. Населению газ продает тот, кто не сможет реализовать свой “интерес”, а облгазы будут зарабатывать только на содержании сетей, согласно тарифу.

Также действенным механизмом в борьбе с газовым “схематозом” мог бы также быть открыт Реестр потребителей газа – идея обсуждается.

“При установлении рыночных цен газсбыты не будут иметь финансовой мотивации для манипуляций с газом”

Комментирует Александр Ярощук, аналитик Центра исследований энергетики”:

– Создание искусственных цен и административное регулирование позволяют манипулировать с объемами газа и создают возможности для сбытовых компаний перепродавать дешевый газ промышленности. Кроме того, постановление о спецобязательствах в его нынешнем виде противоречит обязательствам Украины в рамках Третьего энергетического пакета ЕС. Последний разрешает введение спецобязательств в определенных ограниченных случаях или на краткосрочный период. Оба эти требования не соблюдаются в Украине.

По логике и распространенной европейской практике, цена газа для бытовых потребителей должна быть выше, чем цена газа для промышленности. Ведь предприниматели покупают оптовые объемы газа, поэтому и цена соответственно дешевле. К тому же газ, который покупают на аукционах, дешевле газа, приобретенного у посредника, который закладывает свою маржу. На газовом рынке Украины, кроме Нафтогаза, уже давно и успешно функционирует с десяток иностранных и отечественных трейдеров, в которых можно купить газ.

То же самое должно быть и на розничном рынке для населения и ТКЭ. Но режим спецобязательств блокирует процесс, и поэтому Нафтогаз и государственные добывающие компании вынуждены продавать газ по административно установленной цене. Понятно, что правительству это нужно по крайней мере до выборов, а потом можно будет постепенно поднимать цену и делать то, что может понравиться европейцам и МВФ. По крайней мере, чтобы не потерять их поддержку. Однако, даже при условии установления рыночных цен и снятия административных ограничений, до полноценного рынка газа простым украинцам еще далеко. Нужно дать возможность компаниям продавать газ населению так же, как и бизнесу, и отменить монополию облгазов. Так, при отмене постановления о спецобязательствах цена на газ для бытовых потребителей и ТКЭ существенно возрастет. С другой стороны, возможно уменьшение цены для промышленности, поскольку последняя продолжает платить разницу, которую закладывают в цену газа для населения. В результате, газсбыты не будут иметь финансовой мотивации для манипулирования с газом и его перепродажи по более дорогой цене. (Марина Нечипоренко, Укринформ/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий