В Украине наблюдается очередной виток повышения цен на автомобильное топливо: вслед за бензином, который растет с начала августа, с начала этого месяца резко подскочило в цене дизтопливо. Как известно, этот вид топлива всегда был более дешевой альтернативой бензину, но помимо этого, ДТ – основное топливо, которое используется “Укрзализныцей”, на нем работает сельскохозяйственная техника и городской транспорт.

Если рост цен продолжится, последствия будут самыми серьезными: от дальнейшего повышения цен на перевозки УЗ до подорожания сельскохозяйственной продукции, говорят эксперты. По их словам, предпосылки для дальнейшего повышения цен есть. К Новому году цена на стелах АЗС может поставить новый рекорд, пробив психологическую отметку 40 грн./л.

Цены на стелах АЗС пошли в рост

На рынке автомобильного топлива в Украине наблюдается очередной виток повышения цен на него. На фоне роста цен на бензин, который начался еще в 20-х числах августа, с начала октября резко подорожало дизтопливо, которое в силу особенностей налоговой политики пока является дешевой альтернативой бензину. Отметим, по данным “Укртатнафты”, в Украине потребление ДТ в три раза превышает объем потребления бензина и составляет около 6 млн. т/год (ставка акцизного налога на бензин составляет 213,5 евро/литр за 1 тыс. литров, на ДТ – 139,5 евро за 1 тыс. литров).

В то же время уже с начала октября цены крупнооптовых партий дизельного топлива подскочили на 700-800 грн./т, в среднем до 32 850 грн./т, что стало максимальным значением за весь период наблюдений, сообщила “Консалтинговая группа А-95”. На это сразу же отреагировала розница: только с 4 на 5 октября сразу пять сетей подняли цены на 50 коп./л на все бензины и ДТ. В целом за первую неделю месяца бензин и дизельное топливо в сетях АЗС выросли на 1 грн./л, сообщает “А-95”. Цены повысили Shell, БРСМ-Нафта, Glusco, Автотранс, KLO, UPG. “С начала октября (по состоянию на 5 октября) на АЗС сети ОККО произошло повышение цены на дизельное топливо и бензин на 1 грн./литр”, – сообщил 112.ua руководитель департамента маркетинга сети АЗС ОККО Василий Дмытрив.

Так, стоимость А-92 в сети ОККО достигла 34,49 грн./л, А-95 – 35,49 грн./л, А-95+ – 36,49 грн./л и ДТ – 32,99 грн./л. В сетях “Укргаздобыча” и “Азовнефтепродукт” цена на А-92 – 31,00 грн./л, А-95 – 32,00 грн./л и ДТ – 30,00 грн./л, сообщает Enkorr.

Тревожным знаком для рынка стало и повышение цен на “приватовских” заправках, которые обычно ориентированы на нижний ценовой сегмент и цены повышают последними. Большинство из них снабжает бензином Кременчугский НПЗ, совладельцем которого также является “Приват” Игоря Коломойского. Как сообщает Enkorr, АЗС консолидированной сети (1 609 заправок, которые работают под 11 брендами) повышали цены на бензин и ДТ 4 раза с 25 сентября. В крупнейшей сети страны наблюдаются перебои с продуктом, некоторые станции переведены на реализацию дизтоплива исключительно по безналичному расчету, пишет Enkorr со ссылкой на участников рынка: “После августовского пожара Кременчугский НПЗ не возобновил в полной мере выпуск ДТ, сейчас на собственную сетку “Привата” уходит почти весь объем”. По данным Enkorr, с начала месяца Кременчугский НПЗ повысил цену ДТ на 400 грн./т, с 32 000 грн./т до 32 400 грн./т. При этом отгрузки с завода ограничены.

Почему дорожает автомобильное топливо?

Если цены на бензин растут под влиянием ослабления курса гривны и повышения котировок нефти, то для скачка цен на дизтопливо есть и другие веские причины. На фоне существенного роста европейских котировок (по данным Enkorr, котировки ДТ в портах Северно-Западной Европы и Средиземноморья повысились на 40-42 долл./т по сравнению со среднемесячным уровнем в сентябре) ценовую ситуацию подогревает ожидание дефицита. В частности, появились сообщения о временном ограничении отгрузок трубопроводного топлива с терминалов “ПрикарпатЗападтранса” (по нему осуществляются поставки из России) и снижения объемов отгрузок с крупнейшего в Белоруссии Мозырского НПЗ.

Как и рынки бензина и автогаза, рынок дизтоплива в Украине зависит от импорта – на зарубежные поставки приходится около 80% поставок. Треть объема импорта поставляется из России, еще треть – из Белоруссии, остальное – из Литвы и совсем небольшие объемы – из других стран по морю, напоминает главный редактор профильного издания “НефтеРынок” Александр Сиренко. Только около 20% ДТ производится в Украине, но как уже сообщалось, Кременчугский НПЗ пока не может нарастить объемы производства, а Шебелинский завод (государственной “Укргаздобычи”) с 21 октября остановится на плановый ремонт.

В случае остановки трубы (“ПрикарпатЗападтранс”) более чем на 2 недели и в случае если белорусские поставщики остановят отгрузки на фоне продолжающегося роста цен на нефть, цена в опте может подскочить еще на 500 грн., что выльется в дополнительные 40-50 коп./литр в рознице”, – заявил 112.ua Александр Сиренко.

Пока же, по его словам, резкий скачок цен, который мог бы произойти на фоне роста котировок нефти и сокращения поставок ДТ в Украину в результате временного ограничения отгрузок дизельного топлива с терминалов трубопровода “ПрикарпатЗападтранс”, снижения объемов поставок с Мозырского НПЗ, сдерживается за счет больших запасов на внутреннем рынке, а также за счет сезонного снижения объемов потребления.

На фоне этих событий нефть, цена которой, безусловно, остается ключевым фактором в вопросе ценообразования на автотопливо, вновь бьет рекорды.

“За последние два месяца рост цен на нефть составил 16% (с 73 долл. до 85 долл. за баррель). Это максимальная стоимость нефти за последние 4 года. Также стоит отметить, что рост нефти на 1 доллар добавляет в среднем 25 коп./л в розничной стоимости топлива”, – говорит Василий Дмытрив (АЗС “ОККО”).

Когда минувшей зимой цена нефти достигла 70 долл. за баррель, на фоне ослабления курса гривны цена бензина на стелах АЗС пробила психологическую отметку в 30 грн./литр.

Будет ли 40 грн. за литр автотоплива?

Опрошенные 112.ua эксперты, как всегда, осторожны с прогнозами в отношении дальнейшего роста цен на топливо. “Прогнозировать цену очень сложно. На рынке нефти происходят большие изменения, и мы не можем прогнозировать рынок, в котором Украина не участвует. Мы только наблюдаем. Если нефть и дальше будет расти, цены на заправках также пойдут вверх. Если нефть откатится назад, можно требовать от розничных сетей снижения цен. Еще неделю назад мы не могли прогнозировать, что нефть достигнет 85 долл. за баррель. Уже почти 87”, – сказал 112.ua Александр Сиренко.

По словам главреда “НефтеРынка”, аналитики прогнозируют, что до Нового года цена нефти может вырасти и до 100 долл. за баррель. В то же время Россия и ОПЕК договорились об увеличении объемов добычи, что может привести к снижению цен: “Если цена нефти все же достигнет 100 долл./баррель, мы увидим на стелах цены не менее 40 грн./литр топлива. Если цена на нефть снизится до 65-70 долл. за баррель, соответственно должна будет снизиться и цена в рознице – по идее она должна будет откатиться ниже 30 грн./л. Этому может способствовать укрепление курса гривны”.

В Украине, правда, снижение цен на топливо происходит не так быстро, как рост, добавляет Сиренко.

В отношении курса доллара эксперты не высказывают особого оптимизма. “В бюджете заложен курс доллара к концу года по 35 грн., трейдеры будут ориентироваться на такой ценовой тренд”, – напомнил главный специалист-аналитик ГП “Держзовнишинформ” Виктор Березин.

К чему приведет повышение цен на соляру?

Реализация негативного сценария с ценой автотоплива будет иметь самые серьезные последствия для экономики страны, отмечают эксперты. Стоит отметить, что одним из крупнейших потребителей дизеля в стране является монополист железнодорожных перевозок “Укрзализныця”. В сутки УЗ потребляет 1 тыс. т дизельного топлива, а ее среднегодовые траты на приобретение ДТ составляют более 7 млрд. грн. Более того, как сообщалось, УЗ не менее половины топлива закупает не по фиксированной цене, а на основании формульного ценообразования, то есть по цене, соответствующей рыночной (основными компонентами формулы являются котировки Platts, поставщик информации о рынках энергоресурсов, нефтехимии и металлов, и курс доллара). Рост затрат на закупку дизельного топлива, разумеется, даст УЗ дополнительные аргументы в пользу дальнейшего повышения тарифа на грузоперевозки. Как неоднократно сообщал 112.ua, против этого выступают предприятия ГМК, агроэкспортеры, производители кондитерской продукции, которые будут вынуждены сокращать объемы экспорта.

О необходимости повысить тариф на грузоперевозки УЗ заявляла неоднократно. Сегодня пресс-служба УЗ со ссылкой на директора по финансам и экономике УЗ Андрея Рязанцева сообщила, что глава парламентского комитета по вопросам транспорта Ярослав Дубневич поддержал идею УЗ в отношении автоматического пересмотра тарифа на железнодорожные перевозки на уровень индекса цен производителей промышленной продукции. “Имеем повышение цен на все компоненты себестоимости перевозок на 25-40% ежегодно, при этом наш тариф коррелируется в лучшем случае только на 15%”, – процитировала пресс-служба Рязанцева.

Эксперты также напоминают, что на дизельном топливе работает вся сельскохозяйственная техника в Украине. И если нынешняя уборочная кампания, а также посев озимых подходят к концу, то при стоимости 40 грн./литр топлива во время весенней посевной кампании возникнут серьезные предпосылки для повышения цен на сельскохозяйственную продукцию. Кроме того, ДТ является основным топливом для городского транспорта, а значит, повышение может “съесть” весь экономический эффект, на который рассчитывали киевские власти, повышая цены на проезд до 8 грн. за поездку в столице.

Следствием повышения цен может стать и подорожание единственной альтернативы ДТ и бензину – автогаза, сказали 112.ua эксперты. Пока он является относительным примером стабильности, но если динамика на топливном рынке не изменится, цена на него вскоре также устремится вверх. (Елена Голубева,112.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий