Реэкспорт нефтепродуктов из России в Украину через Беларусь становится невозможен: Москва резко ограничила поставки ближайшему союзнику. А реэкспорт сжиженного газа через Беларусь становится невыгодным: открылась возможность прямых поставок.
Вместо бензина и дизтоплива – молоко и мясо
Эта неделя в Украине уже “отметилась” рядом акций протеста против подорожания бензина и дизтоплива – они, в частности, прошли в Днепре, Киеве и других регионах Украины. И за последнее время это уже не первое подорожание.
Ситуация на рынке топлива становится все более нервной из-за неопределенности с будущим поставок из-за рубежа всего ассортимента углеводородного топлива – от бензина и ДТ до мазута и сжиженного газа. Фактором нестабильности здесь выступает Беларусь, которая в последние годы не только поставляла в Украину моторное топливо, выработанное из беспошлинной российской нефти, но и активно реэкспортировала нефтепродукты и сжиженный углеводородный газ (СУГ, он же – “пропан-бутан”) из России в Украину, Польшу и страны Балтии. О чем мы неоднократно писали – как про реэкспорт нефтепродуктов, так и реэкспорт СУГ.
К середине нынешнего года объем реэкспорта достиг таких масштабов, что Россия решила “прекратить безобразие”. Собственно, на всех переговорах Лукашенко с Путиным с начала сентября они обсуждали как раз прекращение поставок нефти, нефтепродуктов и газа сверх объемов, реально нужных для собственного потребления Беларуси. Лукашенко, бюджет которого автоматически лишался нескольких млрд. легких долларов в год, конечно, громко спорил и выторговывал “компенсацию”, жаловался на “недобросовестного партнера” и взывал к “союзническому долгу” России.
Не помогло. 10 октября белорусское государственное информагентство БелТА сообщило, что Беларусь и Россия, наконец, согласовали индикативные балансы и протоколы по нефтепродуктам на ноябрь-декабрь текущего года и на весь 2019 г. Это случилось в Москве, где переговоры вели вице-премьеры Беларуси и России Игорь Ляшенко и Дмитрий Козак, с участием министра энергетики РФ Александра Новака.
Белорусские источники предпочли обойтись без подробностей, но их раскрыло российское ТАСС. По его информации, в 2019 г. Россия вообще не будет поставлять в Беларусь темные нефтепродукты (мазут и вакуумные газойли). По словам источника ТАСС в Минэнерго РФ, ранее Беларусь перерабатывала или напрямую реэкспортировала получаемые из России темные нефтепродукты, теперь по условиям договоренностей такой возможности у нее нет.
Официальный представитель Дмитрия Козака пояснил, что новые соглашения России и Беларуси исключают возможность серых схем в поставках нефтепродуктов в рамках Союзного государства, которые приводили к недополученным доходам федерального бюджета РФ.
Ранее Россия хотела вообще прекратить беспошлинные поставки нефтепродуктов в Беларусь, так как республика полностью обеспечивает себя собственными нефтепродуктами за счет переработки российской нефти. По словам главы департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексея Сазанова, объем беспошлинных поставок российских светлых нефтепродуктов в Беларусь теперь сократится более чем в шесть раз – с 2 млн. до 100-300 тыс. т в год, а поставок темных нефтепродуктов вообще не будет.
Импорт нефтепродуктов из России в Беларусь (с последующим их реэкспортом в Украину) действительно был неслабый. За семь месяцев 2018 г. белорусские импортеры ввезли в страну 2,3 млн. т нефтепродуктов из РФ на $912 млн. Рост поставок к 2017 г. в деньгах составил 70,6%. Россияне, глядя на это, напоминали, что реальные потребности Беларуси в нефтепродуктах – в разы ниже. Для сравнения: импорт нефтепродуктов из России в Беларусь в 2013 г. составил только 86,3 тыс. т.
Россияне рассудили просто: все эти нефтепродукты самой Беларуси не нужны. По межправительственным договоренностям Беларусь импортирует из РФ 24 млн. т нефти в год, но перерабатывает лишь 18 млн. т нефти, а остальной объем с 2017 г. реэкспортирует, оставляя в своем бюджете пошлины от экспорта нефтепродуктов, полученных из российской нефти, а также пошлины от реэкспорта ввезенных из РФ нефтепродуктов.
“Получалась просто шикарная для Украины схема: она закрывала 40% своих потребностей в моторном топливе, пусть по рыночным ценам, но с очень выгодной логистикой, поставками почти напрямую из России. А Беларусь, не особо напрягаясь, зарабатывала, по разным оценкам, от 2,5 до 5% своего ВВП только на российских нефтепродуктах, – сказал в комментарии белорусский экономист Андрей Аксенов. – Темные нефтепродукты, поставки которых теперь будут закрыты, – это прежде всего мазут, который образовывается после первичной переработки нефти. Беларусь его покупала, поскольку остаток этот был довольно богатый – его можно было еще перерабатывать, получать более дорогие нефтепродукты. Сам мазут дешевле нефти, из которой он производится. Беларусь получала мало того что добавленную стоимость, но, поскольку эти нефтепродукты покупались без экспортной пошлины, еще и дополнительно себе экспортную пошлину получала вместо России”.
Впрочем, Беларусь все-таки получила компенсацию за то, что Россия прикрыла возможность реэкспорта ее нефтепродуктов в Украину. 11 октября были подписаны прогнозные балансы по продаже в Россию белорусского продовольствия в следующем году. Объем поставок белорусских мяса и мясопродуктов в РФ согласован на уровне 320 тыс. т (на 11% выше уровня 2018 г.), молока и молочной продукции – 3,71 млн. т (на 2,6% больше).
С газом все сложнее
Активный реэкспорт СУГ через Беларусь начался с мая прошлого года, когда Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСЭК) России ограничила поставки этого ресурса в Украину. Ограничения коснулись всех российских производителей и трейдеров, разрешение на экспорт получила только “Роснефть”. Но ее объемов для рынка Украины не хватало, и на этом увидели отличную возможность заработать многие небольшие компании из России и Беларуси.
В основном в Беларусь для реэкспорта поставлялся сжиженный газ российской нефтяной и газодобывающей компании “Сургутнефтегаз”. Уже в Беларуси компании-покупатели (многие – государственной собственности) на своих терминалах смешивали партии газа от разных поставщиков, оформляли белорусский “паспорт происхождения”, после чего отправляли сжиженный газ в Украину.
“По железной дороге в Беларусь заходил в основном российский газ, который оперативно перегружали и продавали украинским компаниям”, – цитирует белорусский портал Tut.by аналитика компании UPECO Ивана Кудинова. По его данным, основным поставщиком СУГ из Беларуси в Украину было витебское СООО “ТрансЭкспедиция”. Эта компания в свободной экономической зоне (СЭЗ) “Витебск” создала собственный комплекс по приему, отпуску, хранению, а также производству газовых смесей.
По информации UPECO, в прошлом году с витебского терминала в Украину было отгружено более 200 тыс. т сжиженного газа, или 95% объемов всего реэкспорта. Компании, занятые его перевалкой, зарабатывали на разнице в цене на сжиженный газ в России и Украине, причем в пиковые моменты маржа доходила до $100/т газа и более.
В мае 2018 г. заработал еще один терминал по сжижению и перевалке СУГ: его запустила в СЭЗ “Могилев” компания “ГазЭнерджиХим”. За этот год компания поставила в Украину до 10 тыс. т сжиженного газа. Всего же за девять месяцев 2018-го Беларусь реэкспортировала 248 тыс. т СУГ в Украину. Почти весь газ был российского производства, но в небольших объемах поставлялся и казахстанский.
Однако теперь все аналитики рынка сходятся во мнении, что объемы реэкспорта российского газа в Украину через Беларусь быстро уменьшаются. В конце сентября разрешение ФСЭК на прямые поставки СУГ на украинский рынок получили еще две российские компании – “ЛУКойл” и “Газпром газэнергосеть”. Если прямые и на 100% легальные поставки из РФ достигнут достаточного объема, необходимость реэкспорта через Беларусь отпадет.
“Пока тот же “Лукойл” не привозил большие объемы в Украину, но если начнет работать этот механизм, то, конечно, уменьшится доля реэкспорта, потому что это был один из ответов на ограничение прямых поставок”, – признает Иван Кудинов.
Уже упоминавшаяся “ТрансЭкспедиция” теперь отправляет больше российского СУГ на польский рынок. Это уже не реэкспорт, так как на поставку газа из России в Польшу нет прямых ограничений, как на поставки в Украину. В самой компании говорят, что рынок Евросоюза сейчас более премиальный. В Польше та сжиженного газа стоит порядка $615, в Украине – $605.
Для украинских потребителей это означает одно: бензин и дизтопливо будут некоторое время дорожать, пока оптовые торговцы моторным топливом не переключатся на новых поставщиков. Со сжиженным газом ситуация более ровная, сворачивание серых реэкспортных поставок будет компенсироваться белыми прямыми поставками из РФ. То есть сильных колебаний цены на “пропан-бутан”, скорее всего, не будет. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)