В 2018 г. Украина выйдет на третье место в Европе по потреблению сжиженного газа (LPG) на автотранспорте, обогнав Италию и отставая только от Польши и Турции. Емкость внутреннего рынка в денежном эквиваленте уже подобралась к $1 млрд. Но не стоит торопиться с фанфарами.
Топливные трейдеры отмечают, что LPG-рынок в стране приближается к потолку, а платой за стремительный рост четырех прошедших лет стала его скрытая уязвимость – слишком разросшийся теневой сектор и слишком большая зависимость от России.
Бой маржи с тенью
По прогнозам консалтинговой группы “А-95”, в 2018 г. потребление автогаза в Украине составит около 1,75 млн. т. Это примерно на 10% больше, чем за 2017 г. Сейчас каждый третий литр топлива в Украине, заливаемый в бак авто, – сжиженный газ. В течение всего уходящего года исправно работала классическая ценовая формула: если газ на 50% дешевле бензина, ездить на нем экономически выгоднее. Специфическим индикатором подъема на этом рынке можно считать и активный рост числа нелегальных заправок, торгующих газом. По оценкам президента Нефтегазовой ассоциации Украины Нели Приваловой, по городам и весям уже можно насчитать порядка 1500 таких “бочек”.
Самопальные торговцы откусывают маржу от законных трейдеров. И для последних это сегодня главный источник головной боли. Как отмечают эксперты из группы “А-95”, несмотря на высокие цены на АЗС, нынешняя маржа торговцев сжиженным газом самая низкая за последние 5 лет – порядка 6 центов на литре, а с вычетом эксплуатационных затрат получается 50-60 коп. чистой прибыли. При таких заработках газовый модуль, если он только не стоит в суперпроливном месте, может окупать себя и все 10 лет. Но бизнесу такой длинный срок неинтересен.
Этим обстоятельством и пользуются хозяева газовых “разливаек”. Они не утруждают себя оформлением документов на землепользование и эксплуатацию объектов повышенной опасности, а часто и установкой кассовых аппаратов. Даже демонтаж их оборудования не всегда эффективен. Например, в Киеве за два последних года демонтировали 275 незаконно установленных АГЗС, в Днепре – около 100, но многие из них очень скоро возродились в пригородах. Сейчас в Верховной Раде готовят законопроекты, предлагающие лицензирование розничной торговли сжиженным газом и более строгий учет за хранением и оборотом этого продукта, чтобы он не попадал в тень.
Оторванные от мира
Тем временем где-то в зародыше дремлет и другая угроза, которая может обвалить рынок не слабее, чем нелегальный ритейл. Ресурсная база обеспечения страны сжиженным топливом стоит на более хлипкой почве, чем поставки бензина и ДТ. Дело в том, что примерно 40% LPG, потребляемого в Украине, имеет сегодня российское происхождение. В 2016 и 2017 гг. показатель зашкаливал еще выше – до 55% и 49% соответственно. Но тогда и физические объемы потребления были существенно ниже: в частности, около 1,2 млн. т в 2016 г.
Специфика логистики сжиженного газа такова, что порой стоимость транспортных затрат сравнима с закупочной ценой продукта. Поэтому Украине так трудно диверсифицировать источники поставки LPG. С традиционными нефтепродуктами все проще. Например, по дизтопливу доля экспорта из России в 2018 г. также превзошла 30%. Но это исключительно потому, что заработал дешевый трубопроводный маршрут через Беларусь с отгрузкой в Новоград-Волынском. Однако если завтра по каким угодно причинам труба закроется, трейдеры самое большее в течение месяца найдут чем заместить потерю. Со сжиженным газом так не выйдет. Даже несмотря на то что Европу сейчас начинает заливать дешевый американский продукт.
По сравнению с 2012 г. США увеличили отправку сжиженного газа на экспорт в 10 раз. На океанских побережьях Штатов за этот период выросло сразу несколько новых мощных LPG-терминалов. Уже сейчас на рынках Северо-Запада Европы американский газ занимает 22% в общем балансе, потеснив Норвегию, а в Средиземноморье – 25%, наступая на мозоли алжирскому монополисту Sonatrach. Причем в 2019 г. следует ждать нового газового цунами из-за океана, поскольку осенью текущего года Китай решил отказаться от импорта данного топлива из США в ответ на торговые санкции Дональда Трампа. Но Украине из этого ничего не прибудет, поскольку ближайший крупный терминал, где технически возможно приобрести этот ресурс, находится на Балтике в Польше. Транспортировка оттуда в железнодорожных или, тем более в автомобильных, цистернах убивает всю ценовую привлекательность. По крайней мере, до того времени, пока не иссякает поток из России.
Украинские же порты Черного моря все со скрипом могут в месяц принять 50 тыс. т LPG с моря. И это только в теории. Фактически же за проходящий год были зафиксированы лишь единичные заходы газовых танкеров в порты Одессы, Черноморска и Николаева. Суммарно морем приплыло чуть меньше 20 тыс. т ресурса. Эти партии, скорее, можно назвать разведывательными, чем коммерческими. С точки зрения ценообразования морской сжиженный газ в портах Украины проигрывал в цене российскому железнодорожному от 10% и больше. Конечно, если бы в наши гавани заплывали суда-газовозы не на 2-3 тыс. т, а 40-тыс.ники, ценовую пропорцию можно было бы изменить. Но к приему таких гигантов Одесса со товарищи технологически не готова. Как и отечественные НПЗ и ГПЗ не готовы существенно увеличить собственный выпуск сжиженного газа – под это банально нет нефтяного сырья. В итоге головы украинских трейдеров рефлекторно разворачиваются в российскую сторону.
У критической черты
По предварительным расчетам, в 2018 г. объем закупок сжиженного газа из РФ составит около 500 тыс. т. И это, возможно, еще не предел. Почти полтора года эксклюзивным посредником между “Роснефтью” и украинскими потребителями сжиженного газа выступала компания Proton Energy Нисана Моисеева, который признает, что находится в дружественных отношениях с влиятельным украинским оппозиционным политиком Виктором Медведчуком, но отрицает, что эти отношения имеют деловой характер. На следующий год Proton Energy уже заключила свежие контракты, предусматривающие ежемесячную поставку на украинский рынок около 35-40 тыс. т LPG из России. При этом покупателям она предлагает весьма лояльную цену -/+11 долл./т к цене на границе. Это даже дешевле, чем может себе позволить продавать Речицкий ГПЗ в Беларуси, находящийся менее чем за 100 км от Украины.
Но гордое одиночество для фирмы Н.Моисеева, похоже, заканчивается. Поскольку осенью на украинском рынке появился еще один игрок с российским LPG в кармане. Это компания “УкрЭнерджи”, чьи корни ведут к слегка подзабытому бизнесмену Игорю Макарову (его газотрейдерская корпорация Itera когда-то гремела на всех постсоветских просторах). В начале 2018 г. “УкрЭнерджи” на ура зашла в Украину с казахским ресурсом, которого в стране почти не видели уже несколько лет. С российским сжиженным газом она стартовала в октябре в диапазоне 10 тыс. т в месяц. В ближайшее время ожидается появление еще нескольких операторов, предлагающих газ происхождением из РФ украинским покупателям. Это вроде бы свидетельствует об усилении конкуренции между продавцами, но в реальности не приведет к расширению предложения. В лучшем случае новички заместят те объемы, которые до сих пор реэкспортировались из Беларуси.
Дело в том, что с 1 ноября Россия ввела годичный запрет на экспорт нефтепродуктов, в т. ч. и сжиженного газа, в Беларусь. А это значит, что продавать в Украине российский газ по своим белорусским паспортам наши соседи уже не смогут. Хотя до сих подобное активно практиковалось. Если за первое полугодие 2018 г. в Украину из Беларуси поступило свыше 250 тыс. т LPG, то едва ли не половина из них физически были произведены в России, поставлены в Беларусь и переброшены в Украину. Теперь калитка закрылась. И может получиться так, что в следующем году российская доля в структуре экспорта LPG в Украину подскочит до 70-80%, т. е. до совсем критического показателя. При таком раскладе достаточно какого-либо одного циркуляра от Федеральной таможенной службы, чтобы оперативно организовать дефицит сжиженного газа в Украине. (Ярослав Ярош, МинПром/Энергетика Украины и мира)