Переход к более эффективному производству по добыче и переработке нефти и газа требует от специалистов Ростехнадзора дополнительных усилий по совершенствованию законодательной базы. В 2018 г. ведомство провело большую работу по изменению законодательства в области промышленной безопасности, но эффект от этих изменений пока не очевиден.

О самых важных изменениях в нормативных актах Ростехнадзора, и о том, чего ожидать в сфере промышленной безопасности в 2019 г., «Агентству нефтегазовой информации” рассказала председатель Общественного совета при Северо-Уральском управлении Ростехнадзора, директор Тюменского филиала инженерного консалтингового центра “Промтехбезопасность” Наталья Филина.

– Какие изменения претерпела законодательная база надзорной деятельности в сфере промбезопасности в 2018 году?

– В начале года Ростехнадзором был принят важный документ, отменяющий укрупнение опасных объектов, запланированное с 1 января 2018 года. Действовавший ранее нормативный акт мог бы привести к значительным расходам владельцев объектов и создать сложности с исполнением закона об их обязательном страховании.

В уходящем году был обновлен ряд федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, в частности правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств и складов нефти и нефтепродуктов. С 13 июня вступили в силу обновленные правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ, документ вызвал ряд вопросов у владельцев, эксплуатирующих опасные объекты. Так документом установлена норма о необходимости присутствия собственной службы аттестованных газоспасателей или привлекаемой по договорным отношениям компании, при каждом случае проведения газоопасных работ в выходные и праздничные дни, что является затруднительным для удаленных круглосуточных производств добычи и переработки нефти и газа. При ограниченном количестве аттестованных газоспасателей, которые работают по договору, и их зачастую удаленного расположения, выполнение функций, установленных правилами, представляется затруднительным. В свою очередь создание собственных профессиональных формирований является экономически нецелесообразным, особенно для небольших предприятий.

Еще одним важным нововведением, принятым в 2018 году, но вступающим в силу с 1 января 2019 года является принятие федерального закона о дополнительном периодическом повышении квалификации работников опасных производственных объектов. С нового года сотрудники, в том числе руководители организаций, обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование и проходить аттестацию в указанных областях.

С 15 ноября 2018 г. вступили в силу рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на объектах нефтегазового комплекса, которыми утвержден порядок обеспечения безопасности на период временной приостановки объекта.

Также в течение года принят ряд законов по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности органов власти, в том числе и Ростехнадзора.

– Какая работа намечена в Ростехнадзоре на 2019 год? Стоит ли нефтяникам ожидать важных изменений?

– Утвержденный план нормотворческой деятельности Ростехнадзор размещает на своем официальном сайте в конце каждого года. Ожидаем его появления в последних числах декабря.

Анализируя публичные доклады по правоприменительной практике, которые проводит в течение года Северо-Уральское управление Ростехнадзора, можно предположить, что важнейшими направлениями деятельности структуры на 2019 год станут внедрение системы дистанционного мониторинга на опасных объектах всех отраслей, обновление административных регламентов службы в части предоставления госуслуг в электронной форме. Также ждем утверждения программ дополнительного профессионального образования для работников опасных объектов, дальнейшее совершенствование системы контроля и надзора, обновление действующих правил безопасности с учетом практики их применения эксплуатирующими организациями и возможно замена некоторых обязательных видов экспертиз на аудиты.

– Ростехнадзор отменил свой приказ о перегруппировке опасных производственных объектов (ОПО), которая могла обойтись предпринимателям в 2 млрд. руб. дополнительных расходов и создать сложности с исполнением закона об обязательном страховании. Расскажите, как удалось добиться данного решения?

– Сплоченность и огромная работа предпринимательского сообщества России, общественных организаций, владельцев опасных объектов. Перед отменой приказа в Ростехнадзор поступила масса предложений по изменению нововведения, по необходимости дополнительных разъяснений, либо по его отсрочке в связи с невозможностью внедрения в частности из-за проблем страхования. Было проведено не одно совещание общественных организаций с Ростехнадзором. В итоге, после рассмотрения всех точек зрения и детального анализа сложившейся ситуации, было принято оперативное решение об отмене противоречивого акта.

– Как вы считаете, какие факторы помогут в 2019 году нефтяным компаниям нарастить темпы добычи нефти и газа?

– Добыча нефти и газа в России увеличивается с каждым годом. В 2018 году определенно этому поспособствовало внедрение и реализации новейших и крупнейших проектов по производству сжиженного природного газа.

По сообщениям Ростехнадзора количество опасных объектов по всем отраслям также регулярно растет, сказывается и ежегодное уменьшение нагрузки на бизнес со стороны Ростехнадзора, исключение избыточных контрольно-надзорных мероприятий. Развитие и внедрение инновационных технологий, непрерывное совершенствование законодательной базы, снижение количества проверок будут только способствовать в 2019 году повышению темпов добычи, производства и переработки нефти и газа. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий