Облгазы признали незаконными постановления Кабмина о нормах потребления газа с мая 2015 г. по август 2018 г. Кто выиграл, кто пострадал и какова сумма убытков государства? Об этом пишет экс-член НКРЭКУ Юрий Голляк в колонке для “НВ.Бизнес”.

Чтобы разобраться, как оперируют в газовой отрасли нормативами, которые списываются на потребление населением, нужно понимать, что такое норма потребления газа и как она появилась.

Нормы рассчитывались исходя из затрат по категориям потребителей. Математически это просто: общий объем потребления газа на год делился статистически на каждый сегмент потребления, например, с плитой, водонагревателем, отопительным котлом. Потом этот объем делился пропорционально потреблению на количество людей и на 12 месяцев. Таким образом, получался определенный объем потребления газа на человека в месяц. Есть специальные методики этих расчетов.

В 90-х такой подход был оправдан, так как учет индивидуальными счетчиками газа осуществлялся на уровне 15-17% потребителей. Тогда в среднем по стране для потребителя с газовой плитой норма составляла порядка 5 куб. м. газа – здесь включены все затраты и потери. Это значит, что весь технический объем газа, заходивший на территорию облгазов, был разделен на потребителей и получился определенный объем на человека.

Но в процессе систематизации данных начали появляться излишки. Что это значит? В течение года норматив одинаковый, но реальный объем потребления газа в зимний и летний периоды существенно отличается. За счет того, что летом потребляется меньше, формируется определенный объем непотребленного газа – это называется “притоки”. Зимой этот объем должен компенсироваться и выйти в ноль. Но что в итоге получалось в таких больших городах как Киев, Донецк, Харьков и Одесса? Притоки непотребленного газа за год были слишком большими. Например, в 2005-2007-х такой объем в Киеве мог составлять порядка 150 млн. куб. м. Куда девался это оплаченный населением объем газа, нужно спросить у Киевгаза.

В 2015 году, когда я работал в НКРЭКУ, во время совещания метролог Киевгаза сообщил, что у него 90 млн. куб. м. “притоков” в год. Давайте умножим этот объем газа на его стоимость, 8 000 грн., и получим 720 млн. грн. – сумму дохода.

В маленьких городах и регионах, где протяженность сетей большая и мало населения, ситуация выглядит иначе. Очевидно: чем больше населения, тем выгоднее облгазу.

В 2000-х стали корректировать нормы: извлекать из них потери, в том числе ненормативные – все хитрые схемы облгазов. Сначала управление облгазами осуществлял Торговый дом “Газ Украины”, потом – “Газ Украины”, дочерняя компания НАК Нафтогаза. Тогда они серьезно занимались управлением облгазами и держали их в ежовых рукавицах. И пришли к тому, что средний показатель потребления снизился до 3,5-3,0 куб. м. на человека (по категории потребителя с плитой). Помню, представители немецкой газовой компании проводили технический аудит – определенную диагностику в Киеве на лицензионной территории Киевгаза, и в результате норма получилась не 3,5, а 2,6-2,75 куб. м газа на человека. Сегодня никакой облгаз не согласится на технический аудит, так как это им крайне невыгодно.

В 2015 году, когда правительство уменьшило норму до 3,3 куб. м, и потом изменило ее на 4,4, весь рынок видел, каким образом принимались решения. Все понимали, что оно может быть успешно обжаловано в пользу облгазов Фирташа. Так и произошло.

И отвечать за это должны оба министра энергетики – Демчишин и Насалик, и оба премьер-министра, которые все это подписывали. Пострадало в результате население. Фактически каждому жителю Украины был нанесен ущерб в размере нескольких тыс. грн.. Сегодня мы видим, как людям задним числом насчитали несуществующие долги. Сработал очередной договорняк, и с благословения Кабмина и Минэнерго у облгазов накопились долги, по которым они могут получить компенсации.

Как выйти из этой ситуации? Должна быть четкая позиция Кабмина. Министерство энергетики сегодня предлагает непонятную норму, которая как минимум в два раза выше реального потребления. Единственный правильный выход в этой ситуации – провести технический аудит всех облгазов, и тогда можно будет посчитать реальные нормы. Для этого есть независимые эксперты и международные организации.

С уверенностью могу сказать, что тех потерь, которые заявляют облгазы сейчас, в 2015-2016 годах зафиксировано не было. Они сдавали в НКРЭКУ специальную форму по формированию баланса газа для каждого лицензиата, где это зафиксировано. Сейчас они снова пытаются манипулировать объемами газа для получения прибыли, а все потери ложатся на государство. Облгазы Фирташа уже привыкли, что им списывают долги. Ведь в 2010-м году уже списали 10 млрд. грн. Сейчас сумма приблизительно та же. Это уже становится правилом: раз в 10 лет списывать по 10 млрд.

На кого повесят эти долги? Как обычно на НАК Нафтогаз и население. Схема очень простая. Доля населения может составить порядка 35-42% – остальное ляжет на затраты НАК Нафтогаза. Это как раз почти тот объем долгов, которые облгазы накопили перед НАК Нафтогазом, и теперь пытаются их компенсировать.

Если сейчас Минэнерго и Кабмин примут решение в пользу облгазов, все маски будут сброшены, и мы поймем, кто находится на содержании у Фирташа. Тогда возникнут вопросы и к министру, и премьер-министру, и вице-премьер министру по ТКЭ.

Наиболее правильное решение – провести технический аудит облгазов. По времени один такой аудит займет один месяц, а это время для отсрочки мы всегда имеем. Если нормы окажутся меньше – а так и будет, на основании этого технического аудита можно констатировать факт, что произведенные ранее действия носили коррупционный характер. Тогда в судебном порядке дело можно пересмотреть.

Это вновь открывшиеся обстоятельства. Минэнерго может подготовить проект постановления с указанием необходимости проведения технического аудита. С такой инициативой может выступить кто угодно: и профильный вице-премьер, и НКРЭКУ. Кабмин может предусмотреть создание спецфонда на проведение такого аудита. Уверен, люди оценят такой шаг правительства. По моим прогнозам, в таком городе как Киев норма на человека может составить не более 3-х куб. м.

Сейчас мы увидим, есть ли политическая воля на принятие компетентных решений, которые бы дали возможность всем игрокам получать честные доходы, услуги и не формировать дополнительных монополистов, которые получают сверхприбыль. Если решение будет не в пользу рыночных отношений, мы сразу поймем, кто эти заинтересованные лица, которым уже оплачена новогодняя путевка за рождественскими подарками – в Вену к Фирташу. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий