Даже после достройки всех обходных газопроводов, “Газпром” не сможет полностью отказаться от украинского транзита. Государственный интерес Украины – заключить долгосрочный контракт, который бы покрывал все расходы на содержание “трубы”, независимо от объемов прокачки газа.
Транзитный контракт между НАК “Нафтогаз Украины” и ПАО “Газпром” закончится 31 декабря 2019 года.
21 января начинаются трехсторонние переговоры между представителями Украины, Евросоюза (ЕС) и России об условиях поставок российского газа через Украину в Европу после 2019 года.
Если к 2020 году долгосрочный контракт на прокачку российского газа по территории Украины не будет подписан, часть украинской газотранспортной системы (ГТС) можно будет порезать на металлолом. Внутренняя транспортировка газа не требует таких мощностей.
Украина потеряет около $3 млрд. в год валютной выручки, которую получает за транзит природного газа от “Газпрома”.
Политически России выгоден такой сценарий. Однако есть технические проблемы при экспорте газа, которые “Газпром” не сможет решить без украинской трубы. Почему?
На этот вопрос отвечают сами русские. В декабре 2018 года аналитики Московской школы управления СКОЛКОВО Татьяна Митрова и Александр Собко опубликовали аналитику “Один год до часа “Ч”: в поисках компромисса по украинскому газовому транзиту”.
В исследовании проанализированы обходные транзитные пути “Газпрома” и препятствия, которые не позволяют российскому монополисту отказаться от украинского транзита с 2020 года.
«БизнесЦензор” подготовил сжатый дайджест исследования, верифицированный с позициями НАК “Нафтогаз Украины” и оператором украинской ГТС – ПАО “Укртрансгаз”.
Что такое украинская ГТС
Система магистральных газопроводов Украины – одна из самых крупнейших в мире. Пропускная способность на вход со стороны РФ составляет 288 млрд. куб. м газа в год. Пропускная способность на выходе – 178,5 млрд. куб. м в год. В том числе со странами ЕС – 142,5 млрд. куб. м в год.
Для сравнения, годовая мощность всех обходных трубопроводов – построенных и тех что строятся “Газпромом” – не превышает 180 млрд. куб. м газа в год. А весь экспорт российского газа в дальнее зарубежье в 2018 году составил около 200 млрд. куб. м в год.
Украинская ГТС вместе с газопроводом “Ямал – Европа” могли бы полностью обеспечить транзит российского газа.
Однако политика Кремля направлена на “экономическое обескровливание” Украины. Сейчас “Газпром” прокачивает через Украину газ по остаточному принципу. Сначала на максиму загружает все обходные трубопроводы, а лишь потом использует украинское направление.
Не смотря на это, в 2018 году по информации “Укртрансгаза” (УТГ), транзит российского газа составил 86,8 млрд. куб. м газа. В 2017 году транзит составил 93 млрд. куб. м газа.
Объемы транзита упали, несмотря на то, что экспорт газа из РФ в 2018 году вырос. Это связано с тем, что в 2017 году газопровод “Северный поток” из-за ремонтов часть года работал не на полную мощность.
Действующий “закупочный” контракт
“Нафтогаз” и “Газпром” подписали контракт на поставку газа в январе 2009 года. Контракты на поставку и транзит сроком на 10 лет с украинской стороны подписал тогдашний глава правления НАК Олег Дубина.
Соглашение было достигнуто после переговоров тогдашнего премьера Украины Юлии Тимошенко с тогдашним премьером России Владимиром Путиным.
Цена газа по “закупочному” контракту определялась формулой, привязанной к ценам “корзины” нефтепродуктов в РФ. Но во время заключения контракта цена нефти составляла $45 за баррель. В дальнейшем цены на нефть начали расти, “подтягивая” за собой цены на газ для Украины.
Еще одной проблемой для Украины стал зафиксированный в договоре принцип take or pay – “бери или плати”. Минимальный годовой объем газа, который НАК обязался выкупать у Газпрома, составлял 41,6 млрд. куб. м.
Очевидно, Тимошенко согласилась на это, беря в расчет прогнозный рост украинской экономики, который не оправдался. Кроме того, после 2014 года Украина потеряла потребителей газа в Крыму, в частях Донецкой и Луганской областей.
Лицемерие России состоит в том, что именно она создала форс-мажор, сделавший невозможным соблюдения условия “бери или плати”, когда аннексировала Крым и развязала войну на Донбассе.
Сегодня годовой импорт газа из Европы в Украину не превышает 11 млрд. куб. м – в 4 раза меньше того, что требовал “Газпром” выкупать по контракту. С 2015 года, Украина не покупает газ у “Газпрома”, импортируя его по реверсу из Европы.
В 2010 году по результатам так называемых Харьковских соглашений в контракт были внесены изменения. В обмен на продление пребывания российской военной базы в Севастополе, Владимир Путин дал “Нафтогазу” скидку на газ: 30% от цены, но не более $100 за тыс. куб. м.
После аннексии Крыма в 2014 году, это соглашение стало для русских неактуальным и скидка была отменена. Стороны начали судебные тяжбы в Стокгольмском арбитраже.
В декабре 2017 года арбитраж вынес решение по “закупочному” контракту в пользу “Нафтогаза”. Арбитры по факту отменили условие “бери или плати”, установив минимальный порог закупки на уровне 4 млрд. куб. м газа в год. А также признали несправедливой формулу ценообразования на газ для Украины с учетом российских котировок.
В результате закупочная цена на газ для Украины была снижена. И это означало снижение долга “Нафтогаза” перед “Газпромом” до $2 млрд.
Обходные потоки
Понимая, что Украина уходит из-под политического влияния России, Кремль активизировал строительство обходных трубопроводов, которые должны лишить Украину транзитного газового коридора, а значит – доходов от прокачки российского газа.
Политическая заинтересованность русских качать как можно меньше газа по территории Украины превратилась в экономическую. Во всех обходных газопроводах “Газпром” является совладельцем, в отличие от кейса с Украинской ГТС.
Чтобы не платить партнерам за недозагруженность трубопроводов и не лишать себя выручки за транзит, “Газпром” уже по экономическим причинам будет использовать обходные направления на максимуме.
Общая мощность всех действующих и строящихся обходных газопроводов составляет 179,75 млрд. куб. м газа в год. При существующем объеме российского экспорта, этой мощности хватает, чтобы свести к минимуму использование украинской ГТС.
“Полностью отказаться от украинского направления при экспорте газа не удастся”, – пишут аналитики СКОЛКОВО.
Есть факторы, указывающие на то, что к 2020 году запустить основной обходной путь – вторую нитку “Северного потока” – не удастся.
Во-первых, в декабре 2017 года Дания запретила прокладывать трубу в своих территориальных водах. Теперь русским придется идти по альтернативному маршруту. Дно в этих водах усеяно остатками кораблей и боеприпасов со времен Второй мировой войны. Поэтому понадобятся дополнительные ресурсы и время для его очистки.
Во-вторых, ветка трубопровода Eugal, который продолжает “Северный поток – 2” по территории Германии параллельно существующему трубопроводу Opal, будет достроена не раньше конца 2020 года. То есть, через год после окончания транзитного контракта “Нафтогаза” и “Газпрома”.
Об этом оператор Eugal – компания Gascade сообщила в своем релизе в марте 2018 года.
Географический дисбаланс
Математически заменить транзит газа по территории Украины другими направлениями, невозможно. Это связано с тем, что обходные газопроводы не всегда могут “дотянуться” до стран, которые берут газ из украинской ГТС.
Кроме того, украинский транзит российского газа делится на два не пересекающихся направления – “южное” и “западное”.
Южное направление обеспечивает транзит газа в Румынию, Болгарию, Турцию и Грецию. Точка выхода – Газоизмерительная станция (ГИС) “Орловка” на границе с Румынией.
В остальные страны газ поставляется по западному направлению. Здесь четыре точки выхода – в Словакию (ГИС “Ужгород”, основное направление транзита), а также в Польшу, Венгрию и Румынию.
“Газпром” планировал “закрыть” южное направление украинской ГТС, построив “Южный поток”. Это продолжение “Турецкого потока” из Турции в Болгарию, Румынию, Грецию и страны Балканского полуострова.
Однако Турция ничего не сделала для продолжения “Турецкого потока”, ограничившись диверсификацией собственного потребления.
Неравномерность поставок и ПХГ
Известно, что летом потребление, как и цена газа, падают, а зимой растут. Соответственно, зимой “Газпрому” нужны дополнительные балансирующие мощности для прокачки газа.
Украинская ГТС идеально подходит для решения такой проблемы. Это доказывает график пиковых объемов транзита в пересчете на годовое значение.
Кроме того, Украина располагает крупнейшими в Европе подземными хранилищами газа (ПХГ). Мощности 12 ПХГ в Украине составляют 30,95 млрд. куб. м. Самое крупное – Бильче-Волыцко-Угорское мощностью 17 млрд. куб. м – находятся ближе к западной границе страны.
ПХГ – это специально подготовленные газовые скважины. Они удобны для того, чтобы летом закачать в них газ по более низкой цене, а зимой, когда ощущается его дефицит, балансировать этим объемом пики потребления.
Даже при полной загрузке обходных газопроводов, в осенне-зимний период “Газпрому” потребуются дополнительные мощности транзита. Это еще один аргумент необходимости задействования украинской ГТС после 2020 года.
В “Нафтогазе” планируют отказаться от ПХГ, потому что сегодня они не приносят дохода. Кроме того, закрытие ПХГ будет означать выкачку из них буферного газа (около 5 млрд. куб. м) и остаточного газа в скважинах. Всего, по расчетам “Нафтогаза” из хранилищ можно поднять больше 10 млрд. куб. м газа.
Это дополнительный ресурс для Украины. Однако после выкачки буферного газа, использовать ПХГ уже невозможно.
Молдавский вопрос
Еще одной неразрешимой проблемой “Газпрома” являются поставки газа в Молдову. В год туда поставляется около 3 млрд. куб. м газа.
Аналитики СКОЛКОВО осторожно пишут о том, что эти объемы не входят в общий российский экспорт.
Действительно, поставки российского газа в Молдову через Украину технически не являются экспортом. Большую его часть потребляет Молдавская ГРЭС, которая принадлежит российскому электроэнергетическому монополисту “ИнтерРАО”. В данном случае одна российская компания поставляет газ другой российской компании.
Ситуацию усложняет то, что МолГРЭС находится на территории непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), подконтрольной РФ. Если поставки “Газпрома” прекратятся, МолГРЭС тяжело будет закупить газ на рынках в Европе из-за непризнанного статуса территории ПМР.
Примечательно, что газ, потребляемый МолГРЭС, “Газпром” относит на потребление Молдовой. Как сообщал БЦ, по состоянию на 2016 год долг “Молдовагаз” перед “Газпромом” составлял $5 млрд.
Сжигая российский газ, МолГРЭС вырабатывает электроэнергию, которая также продается в Молдову. Таким образом, молдаване должны русским дважды. Один раз – за газ, потребленный Приднестровьем, второй раз – за электроэнергию, выработанную из этого газа.
Транзитный контракт
Расчет тарифа на транспортировку газа по территории Украины осуществлялся по сложной формуле. Она включает в себя фиксированную и топливную составляющие.
По расчетам аналитиков СКОЛКОВО, сегодня фиксированная составляющая равна $2,14 за транспортировку одной тысячи кубов газа на 100 км. Половина этой составляющей индексируется на уровень инфляции в ЕС. Кроме того, тариф включает топливную составляющую – зависящую от стоимости российского газа для Украины.
Также, контракт в неявной форме содержал условие “качай или плати”. Согласно ему, “Газпром” должен обеспечить транзит через Украину не менее 110 млрд. куб. м газа в год.
Стокгольмский арбитраж в феврале 2018 года определил условие “качай или плати”, как обязательное. А тарифы на транзит вывел из договора, постановив, что их должен устанавливать энергетический регулятор Украины (НКРЭКУ) ретроспективно на основе европейской практики.
В результате “Газпром” оказался должен “Нафтогазу” $4,6 млрд. за транзит, или $2,6 млрд. за вычетом долга “Нафтогаза” по закупочному контракту. “Газпром” пытается обжаловать это решение и по долгам не платит.
Цена транспортировки газа
Фиксированный тариф на транзит российского газа по территории Украины назвать сложно, потому что он менялся в зависимости от стоимости российского газа для Украины.
Формула топливной составляющей: коэффициент 0,03 умножается на цену газа, умножается на 100 км и делится на принятую в контракте протяженность ГТС – 1240 км.
К примеру, при цене газа в $300 за тыс. куб. м, топливная составляющая будет равной $0,73 за тыс. кубов на 100 км. Тогда суммарная стоимость составит: $2,14 + $0,73 = $2,87 за транспортировку тысячи кубов на 100 км.
По информации аналитиков СКОЛКОВО, тарифы на прокачку газа по обеим ниткам “Северного потока” будут на уровне $2,2 за тыс. кубов на 100 км. Кроме того “Северный поток” немного короче, чем “Украинский коридор”.
С 2016 года НКРЭКУ перешел на европейские стандарты расчета стоимости транспортировки газа. Вместо платы за прокачку тысячи кубов на 100 км, были установлены тарифы на вход и выход из ГТС.
Плата за вход была фиксированной – $12,47 за тыс. куб. м. Плата за выход устанавливалась отдельно для каждой точки: от $16,7 до $32,8. В пересчете на 100 км, самый дорогой тариф составлял $3,65 за тыс. кубов на 100 км.
Тарифы были повышены на основе расчетов “Укртрансгаза” (УТГ), который заложил в них ускоренную амортизацию ГТС. Компания предполагала, что эксплуатация ГТС закончится в 2020 году, после истечения срока транзитного контракта.
Однако в конце 2018 года НКРЭКУ снизила плату на вход и выход примерно в два раза. Единая плата за вход в ГТС составила $6,04, а самая высокая плата за выход на ГИС “Ужгород” теперь равна $16,88 за тыс. кубов. Теперь, в пересчете на расстояние тариф составляет $1,85 за транспортировку тыс. кубов на 100 км.
Эти тарифы гораздо ниже стоимости транзита по “Северному потоку” – $2,2 за тыс. кубов на 100 км.
Как рассказала глава НКРЭКУ Оксана Кривенко в интервью БЦ, это было сделано для того, чтобы мотивировать европейские компании с 2020 года закупать газ у “Газпрома” на восточной границе Украины.
Глава правления “Нафтогаза” Андрей Коболев категорически против такого решения НКРЭКУ. Согласно его концепции, это решение играет на руку “Газпрому”, который не заинтересован подписывать долгосрочный контракт на транзит по политическим мотивам.
Поэтому снижение тарифов на транзит газа по “Украинскому коридору” не станет экономическим стимулом для долгосрочного сохранения транзита.
Предельные объемы транзита
В июле 2017 года “Нафтогаз” обратился с предложением к НКРЭКУ снизить тарифы до нынешнего уровня не с 2019, а с 2020 года. Позиция компании на трехсторонних переговорах ЕС-Украина-Россия состоит в том, чтобы заключить с “Газпромом” долгосрочный контракт на транзит газа.
Предлагая низкие тарифы, “Нафтогаз” заявил о требовании включить в контракт условие “качай или плати”. Минимальный объем транзита должен составить 141 млрд. куб. м газа в год.
Аналитики СКОЛКОВО, перебирая разные варианты, прогнозируют в лучшем для “Газпрома” развитии событий, необходимость задействовать “Украинский коридор” на 16 – 20 млрд. куб. м газа в год.
Очевидно, что для “Газпрома” после 2019 года выгоден “режим рынка” – без долгосрочного контракта на транзит. Тогда он будет осуществлять минимальный транзит по мере надобности: в Молдову, в страны Балканского полуострова и в западном направлении во время пикового потребления.
В “Нафтогазе” заявляют, что при транзите менее 40 млрд. куб. м газа в год содержание украинский ГТС не будет рентабельным.
Для усиления своей переговорной позиции и с ЕС, и с РФ, Украина декларирует готовность заключить концессионный договор на управление ГТС. Источники БЦ в “Нафтогазе” утверждают, что есть предварительная договоренность о концессии с одной из компаний из США.
Переменные факторы
Спрогнозировать объемы экспорта газа “Газпромом” и объемы транзита по “Украинскому коридору” очень сложно.
Аналитики СКОЛКОВО называют несколько переменных, которые повлияют на это.
- Динамика спроса на российский газ в ЕС. Она будет зависеть от темпов падения добычи газа в Европе, от скорости развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и от успешности лоббизма США в увеличении доли потребления Европой сжиженного природного газа (СПГ) взамен российского сетевого.
- Фактор первой нитки “Турецкого потока”. Его запуск запланирован на январь 2020 года – к окончанию транзитного контракта между “Нафтогазом” и “Газпромом”. Не известно, будет ли вовремя он запущен и до каких стран русским удастся “дотянуться” этим коридором.
- Фактор неравномерности поставок и загрузки обходных газопроводов. Например, в 2018 году по “Северному потоку” была прокачено 59 млрд. куб. м газа – выше проектной мощности. Каждый год сохранять такой объем не удастся. Тогда в холодные зимы без дополнительного транзита “Газпром” не обойдется.
- Возможность закупки Украиной российского газа. Если Украина и дальше будет закупать газ по реверсу из Европы, транзит “Газпрома” должен сохраняться на уровне импорта в Украину. Сейчас это около 10 млрд. куб. м газа в год.
Состоится ли российская биржа
Аналитики СКОЛКОВО в своем исследовании указывают, что “Газпром” рассматривает вариант создания биржи на территории РФ у восточной границы Украины. Теоретически, любая европейская компания сможет купить на этой бирже природный газ и сама доставить его в нужную точку Европы, оплатив услуги “Укртрансгаза” по транспортировке.
Цена газа на такой бирже была бы ниже европейских цен на размер стоимости транспортировки газа в Европу. Такая ситуация выгодна для Украины в разрезе закупки газа. Украинские компании, также как и европейские, могли бы закупать газ в РФ по ценам ниже европейских.
Сейчас украинские компании закупают газ на биржах в Европе, потому что “Газпром” не продает газ Украине. Учитывая, что самый крупный источник этого газа – “Газпром”, украинские потребители оплачивают стоимость транспортировки ресурса из России в Европу, а потом – обратно в Украину.
То есть, для Украины работает цена импортного паритета, или так называемый “хаб плюс”. При создании биржи на территории РФ, цена газа для украинских компаний была бы ниже – на уровне “хаб минус”.
Однако в этой ситуации велика вероятность, что украинская ГТС не будет загружена до уровня рентабельности. Все будет зависеть от объемов, которые “Газпром” будет готов продавать на такой бирже.
Стоит отметить, что для создания “восточной биржи” должно состояться отделение оператора ГТС (“Укртрансгаз”) от “Нафтогаза”. Как заявил в интервью БЦ глава Секретариата Европейского Энергосообщества Янез Копач в ноябре 2018 года, сейчас руководство “Нафтогаза” делает все для того, чтобы этого не произошло.
На старте переговоров
15 января должны начаться консультации в формате Украина-ЕС-Россия по поводу транзита газа в с 2020 года. 21 января должны начаться сами переговоры.
Если судить по заявлениям сторон перед переговорами, достижение какого-либо соглашения в ближайшее время очень маловероятно.
Глава правления “Газпрома” Алексей Миллер говорит о “соблюдении баланса в отношениях”. Украинская сторона трактует это, как попытку реинкарнации измененных арбитрами условий транзитного и “закупочного” контрактов от 2009 года.
“В среднем РФ должна была получать за проданный нам газ на $12 млрд. в год больше, чем платить за транзит. […] Это почти 10% украинского ВВП. Если бы мы не нарушили этот “баланс в отношениях”, то сейчас Украина ощущала бы значительное падение ВВП”, – пишет в своем Facebook член правления “Нафтогаза” Юрий Витренко, который отвечает за переговоры с “Газпромом”.
Очевидно, что сегодня “Нафтогаз” и “Газпром” не имеют точек соприкосновения для достижения компромисса. Одна надежда на ЕС. Его представители заинтересованы в продолжении транзита газа по территории Украины после 2019 года не только по политическим мотивам, но и чисто экономически. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)