НАК “Нафтогаз Украины” в начале февраля этого года планирует выставить на широкое обсуждение свой план анбадлинга (выделения из “Нафтогаза” деятельности по транспортировке газа), предполагающий вариант концессии. Об этом сообщил глава правления НАК Андрей Коболев в кулуарах “Украинского завтрака” в Давосе, передает «Интерфакс-Украина».
“Вариант, который мы считаем самым реальным из всех и который доступен сейчас нам с точки зрения работы парламента, политики и всего остального – это концессия. Концессия вписывается в модель анбандлинга ISO (Independent System Operator), которая нам нужна для сохранения, в том числе, наших требований”, – сказал Коболев.
“В этой ситуации мы, как “Нафтогаз”, как компания, которая единственная несет реальную финансовую ответственность за анбандлинг, собираемся идти по этому сценарию”, – добавил глава НАК.
По словам Коболева, теоретически также существует вариант приватизации, который вписывается в так называемое OU (full ownership unbundling).
“Тут придется отдавать (газотранспортную) систему в собственность, что мне кажется вообще нереальным сейчас фактически”, – подчеркнул глава НАК.
Коболев добавил, что “Нафтогаз” уже обсуждал свой вариант анбандлинга с Еврокомиссией.
По словам главы НАК, в этом плане есть некоторые объективные проблемы, так как любой план настоящего анбандлинга, а не его имитации, анбандлинга, отвечающего требованиям третьего Энергопакета, потребует изменений в украинское законодательство, обязательного урегулирования вопроса, каким образом и на каких правовых основаниях новый оператор получит ГТС.
Коболев указал, что в ходе презентации своего сценария НАК намерен объяснить, что необходимо для его реализации от третьих сторон: в первую очередь, что надо от парламента, и почему это правильно.
“Единственное, в чем я согласен с (директором секретариата Энергетического сообщества Янушем) Копачем в его подходе к вопросу (анбадлинга), что ставки очень высоки, и анбандлинг надо сделать правильно сейчас, чтобы он не имел негативного влияния на нашу возможность лоббировать остановку “Северного потока-2″ в Европе”, – заявил глава правления НАК.
Коболев отметил, что на прошедших 21 января переговорах в Брюсселе “Газпром” был очень четок, сказав, что анбандлинга и смены правил они не хотят, поэтому в случае будущего транзита затягивание анбандлинга не является проблемой.
“Но как представитель “Нафтогаза”, глядя на шаг вперед, я понимаю, что “Газпром” в какой-то степени просто лукавит, потому что за нашей спиной они используют аргумент, что Украина до сих пор не сделала анбандлинг, который они, собственно говоря, и блокируют, чтобы продвигать “Северный поток-2”, – подчеркнул Коболев.
Он пояснил, что такая блокировка ведется на уровне действующего контракта на транзит между “Нафтогазом” и “Газпромом”, который не позволяет осуществить анбандлинг. Глава НАК напомнил, что украинская компания неоднократно предлагала перевести его на нового оператора, однако “Газпром” говорил, что не позволит этого сделать.
“Контракт на $3 млрд. в год, не хочется его расторгнуть только на основании этого факта. Европейцы считают, что этого делать не надо, мы так же считаем”, – отметил глава правления НАК.
В то же время он подчеркнул, что Украине все равно надо осуществить анбандлинг, следуя своим обязательствам в рамках договоров об Энергосообществе и об ассоциации с ЕС – выполнение третьего Энергопакета.
В начале декабря 2018 г. Еврокомиссия по итогам встречи вице-президента ЕК Мароша Шефчовича и главы МИД Украины Павла Климкина заявила, что “Нафтогаз” обязался разработать к концу января 2019 г. в сотрудничестве с “Магистральными газопроводами Украины” необходимую систему контрактов для создания сертифицированного оператора газотранспортной системы (TSO) в соответствии с законодательством Украины и третьим Энергопакетом. Правовая база должна быть утверждена в первые месяцы 2019 г.
По мнению Шефчовича, независимый и надежный оператор транзита (TSO) является краеугольным камнем будущего прозрачного и эффективного газового рынка в Украине и лучшей гарантией для игроков рынка участвовать в устойчивом транзите газа после 2019 г.
Напомним, до последнего времени представители правительства Украины и руководство “Нафтогаза” имели разные взгляды на процесс анбандлинга, что затягивало его практическую реализацию.
Коболев заявлял, что разработанный компанией план анбандлинга позволит завершить процесс до 1 января 2020 г., и настаивал на скорейшем привлечении международного партнера к управлению ГТС.
В то же время в конце декабря глава секретариата Энергосообщества (ЭС) Януш Копач подверг критике позицию “Нафтогаза” в этом процессе. По его словам, затягивание анбандлинга со стороны “Нафтогаза” ставит под угрозу заключение нового долгосрочного контракта на транзит российского газа через Украину и ситуация должна быть решена максимально быстро.
Копач заявил, что ЭС совместно со Всемирным Банком, МВФ и Еврокомиссией настаивают на подписании договора о передаче акций между “Нафтогазом” и “Магистральными газопроводами Украины”. По его мнению, это необходимо сделать в первом квартале 2019 г. и сопроводить его соответствующим решением Кабинета министров, чтобы он вступил в силу с 1 января 2020 г. без каких-либо дополнительных условий. (Укррудпром/Энергетика Украины и мира)