И без того непростые отношения между Россией и Беларусью рискуют еще ухудшиться из-за аварии на нефтепроводе “Дружба”. Ее причиной Александр Лукашенко назвал “расхлябанность и разболтанность на территории России”, пообещав потребовать возмещения ущерба на сотни миллионы долларов, пишет The Bell.

Причина аварии на нефтепроводе “Дружба” – “расхлябанность и разболтанность на территории России”, заявил Лукашенко агентству БелТА: “Огромная труба была загрязнена ядовитой нефтью. За неделю даже трубу, по которой прокачивается нефть, на 4-5 мм, как говорят специалисты, съедает”. Беларусь будет требовать от России возмещения ущерба – окончательных цифр нет, но уже понятно, что он составил сотни миллионов долларов, сказал президент. В расчет, по словам Лукашенко, будут входить: ущерб нефтепроводу из-за коррозии; порча оборудования Мозырского и Новополоцкого НПЗ; недополученная прибыль – за время ликвидации аварии Мозырский НПЗ работал на треть мощности, Новополоцкий – наполовину.

“Мы недополучили определенную прибыль, валютную выручку, транзит – мы огромные деньги потеряли”, – заявил Лукашенко.

По подсчетам «Ведомостей», сумма компенсации может составить до $435 млн. В эту сумму входит недополученная выручка оператора нефтепровода с белорусской стороны, компании “Гомельтранзит-Дружба”, за транзит нефти на Запад за 14 дней простоя нефтепровода ($29-35 млн.), будущие потери в выручке из-за снижения пропускной способности “Дружбы” с 65 до 40 млн. т в год ($142-300 млн. до конца 2019 г.) и ущерб из-за вынужденной остановки производства на белорусских НПЗ (теоретически может составить до $280 млн., но Белоруссия оценивала его в $100 млн.). Из расчетов получается довольно широкая вилка – от $271,3 млн. до $435,3 млн. Скорее всего, на фоне обострения отношений с Россией Беларусь будет стараться насчитать ущерб по максимуму.

Будет ли Россия компенсировать ущерб партнерам – непонятно: на этот счет никаких официальных комментариев пока не было. По поводу точного объема загрязненной нефти сведения также расходятся.

В общей сложности оказались заражены около 5 млн. т нефти в нефтепроводе, говорил “Ведомостям” главный инженер “Гомельтранснефть Дружба” Андрей Вериго: на территории Беларуси в трубах “Гомельтранснефти” и “Полоцктранснефти” было около 1,3 млн. т загрязненной нефти, Мозырский НПЗ переработал 400 000 т, Польша успела принять около 1 млн. т грязной нефти, а Украина – 400 000 т, перечислял он. Общую стоимость зараженной нефти он оценил в $2,6 млрд.

Минэнерго РФ оценивало потери скромнее – 3 млн. т на $1,6 млрд. – такие цифры называл источник в министерстве. Официально представители российского ведомства и “Транснефти” их не комментировали.

Ответственность за аварию на нефтепроводе Следственный комитет РФ назвал 7 мая – четверо человек уже задержаны, все они – менеджеры небольших частных компаний, которые вряд ли смогут компенсировать даже часть ущерба. Еще два человека – в розыске, один из них – нефтетрейдер средней руки, гражданин Мальты Роман Трушев.

Владимир Путин через 10 дней после аварии вызывал к себе главу “Транснефти” Николая Токарева. “Они [виновные в аварии частные компании] смошенничали, а ущерб для нас и экономический, и материальный, да и имиджевый очень серьезный!” – возмущался президент, но кто и как должен будет его компенсировать – неясно.

“Дружба” – нефтепровод, построенный в 1960-х, который остается для Европы важным поставщиком нефти: к нефтепроводу по-прежнему технологически привязаны НПЗ в Белоруссии, Польше, Венгрии, Словакии, Германии и Чехии. В год по “Дружбе” прокачивается порядка 65 млн. т нефти – это четверть суммарного российского экспорта. Около трети этой нефти перерабатывает Белоруссия, почти все остальное получает ЕС. Треть идет на российский экспортный терминал в Усть-Луге, также работающий на европейский рынок, по 20% – в Германию и Польшу. Нынешний инцидент с грязной нефтью Bloomberg называет “худшим в 55-летней истории “Дружбы”. В последние годы нефтепровод давал около 8% импорта нефти ЕС.

Разбираться с ущербом России и Беларуси придется на фоне самого острого за годы политического конфликта между Москвой и Минском. С конца 2018 г. Россия настаивает на начале реальной интеграции двух стран по союзному договору от 1999 г., а Александр Лукашенко сопротивляется. Объединение двух стран может быть одним из способов для Владимира Путина сохранить власть в России после 2024 г., формально не нарушая Конституцию РФ. (Укррудпром/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий