Перебои с поставками на Ближнем Востоке на фоне уже сжатого рынка могут привести к резкому росту мировых цен на нефть, передает oilprice.com со ссылкой на прогноз нефтегазовой консалтинговой фирмы Rystad Energy (Норвегия).

В прошлые выходные у побережья Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) было совершено нападение на два нефтяных танкера Саудовской Аравии. Этот инцидент привел к резкому росту цен на нефть 13 мая в первой половине дня, когда Brent подорожал с $70,31 до $72,58, а WTI – с $61,22 до $63,30 за баррель.

“В краткосрочной перспективе предполагаемый риск перебоев с поставками из этого региона увеличит премию по спотовым нефтяным контрактам по сравнению с фьючерсами … которые уже торгуются с высокой премией”, – прокомментировал ситуацию Бьернар Тонхауген, глава отдела исследований нефтяного рынка в Rystad Energy.

Ограниченность в оперативных поставках вызвана снижением добычи в Иране и Венесуэле наряду с продолжающимися сокращениями добычи в ОПЕК, временным прекращением экспорта российской нефти Urals, а также из-за периода летнего технического обслуживания объектов нефтяной отрасли в Казахстане и Северном море.

“Трейдеры остро реагируют на сложившуюся ситуацию не потому что физический рынок внезапно потерял много нефти, а из-за риска того, что он может потерять много нефти в ближайшие недели и месяцы из-за повышенного риска перебоев с поставками из ставшего взрывоопасным региона Персидского залива. Новостные потоки предполагают, что последний инцидент [с двумя саудовскими танкерами] может быть связан с конфликтом между США и Ираном, который контролирует Ормузский пролив”, – сказал Тонхауген.

Инцидент с саудовскими танкерами произошел вблизи Ормузского пролива, важнейшей мировой нефтяной артерии. Около 40% продаваемой на мировых рынках сырой нефти транспортируется через водный путь между Ираном на севере и ОАЭ и Оманом на юге. Через этот коридор Саудовская Аравия экспортирует приблизительно 90% своей сырой нефти, Ирак – около 75%. Кроме того, на Ормузский пролив приходится 100% нефтяного экспорта из Ирана, Кувейта, Катара и Бахрейна.

В прошлом месяце США объявили, что покупатели иранской нефти должны прекратить закупки к 1 мая 2019 г.; в противном случае они рискуют столкнуться с карательными санкциями. Это побудило Тегеран вновь заговорить о закрытии Ормузского пролива.

“Иран неоднократно угрожал заблокировать пролив … но из-за [чрезвычайной] важности этого водного пути для мировой экономики и цен на нефть пролив также защищен пятым флотом ВМС США и другими союзниками, – заметил Тонхауген. – Излишне говорить, что, если пролив будет заблокирован … даже на короткий период времени, цены на нефть перейдут к быстрому росту. Возможности обойти заблокированный Ормузский пролив минимальны – Саудовская Аравия и ОАЭ могут разрешить транспортировку некоторых сортов нефти через Красное море или Оманский залив. Но “обводные” транспортные артерии имеют ограниченную пропускную способность”.

Угрозы, которые слышатся в последнее время, скорее всего, носят риторический характер, а “нефтяное оружие” вряд ли будет использовано Ираном. Однако любое нарушение потока нефти через Ормузский пролив будет иметь непредсказуемые последствия для стабильности в регионе.

12 мая вблизи порта Фуджейра (ОАЭ) были атакованы два саудовских нефтяных танкера. (Enkor/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий