Вскоре в Украине должен полноценно заработать новый рынок электроэнергии. Каким он будет и к чему готовиться населению?
Одна из самых обсуждаемых тем в Украине после президентских выборов и накануне парламентских – пуск нового рынка электроэнергии.
“Закон о рынке электроэнергии”, который парламент принял еще в апреле 2017 г., предусматривает переход на новую модель с 1 июля 2019 г.
Однако с приближением даты запуска у участников рынка профильных экспертов и международных партнеров Украины начали возникать вопросы.
Первые “звоночки” прозвучали со стороны международных институтов. Среди них – Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк и представительство ЕС . Все они советовали власти не спешить с запуском рынка, указывая на очевидные проблемы.
Впоследствии свою обеспокоенность выразили СНБО и СБУ, предупредили об угрозе национальной безопасности Украины.
Впрочем, позиция премьер-министра Владимира Гройсмана и министра энергетики Игоря Насалика остается неизменной: рынок должен заработать 1 июля.
Предостережение участников рынка о том, что новация на руку Ринату Ахметову – самому богатому человеку Украины, владельцу энергетического гиганта ДТЭК – также не работают. За старт рынка выступают и государственные “Энергоатом” и “Укргидроэнерго”, несмотря на вопрос о готовности софта и регуляторной базы.
Основным и открытым оппонентом нового рынка выступает олигарх Игорь Коломойский. Причина – высокие цены на электроэнергию влияют на прибыльность ферросплавного бизнеса группы “Приват”.
Несмотря на противоречивость предложенной модели, на последнем заседании Кабмин принял два решения, которые еще на шаг приблизили Украину к запуску нового рынка. Каким он будет и к чему готовиться населению?
Новый закон – новые правила
Сейчас рынок электроэнергии в Украине работает по модели единого “котла”: все производители продают ток государственному предприятию “Энергорынок” по установленной государством цене. Для каждого производителя она отдельная.
При современной модели тарифообразования всего стоит “зеленая” энергетика, а самую дешевую электроэнергию производят атомные станции.
Дело в том, что в Украине низкие налоги на выбросы “ископаемого” энергетики, а в цену электроэнергии, производимой АЭС, не заложена стоимость декомисии – выведение из эксплуатации и обезвреживания атомных электростанций.
Ранее произведенный ток выкупали облэнерго и снабжали его потребителям по регулируемому тарифу. При этом было узкий круг игроков, которые покупали и поставляли электроэнергию по нерегулируемому тарифу.
При такой модели деньги у потребителей собирали облэнерго и передавали их “Энергорынок”, после чего они распределялись между производителями и оператором сетей “Укрэнерго”.
Тарифы для бизнеса определялись с помощью средневзвешенного показателя неизменное потребления. Так, компания в определенной области получала усредненный тариф независимо от того, когда использовала электроэнергию. Или в пиковые часы, когда энергия самая дорогая, или ночью, когда стоимость значительно ниже.
Первая часть реформы рынка электроэнергии в Украине заработала 1 января 2019. Она коснулась розничного рынка – игроков, которые работают с конечным потребителем. Если раньше бизнес покупал энергию в облэнерго, то сейчас он может сам выбирать любого удобного поставщика.
Сами облэнерго с 1 января поделили на две части: одна будет выполнять функции оператора распределения электроэнергии, то есть обслуживать электросети, а вторая станет поставщиком. Иными словами, облэнерго теперь занимается только проводами и трансформаторами, а за электроэнергию потребитель платит другой структуре – поставщику.
Однако полноценно рынок должен заработать с 1 июля. Вторая часть реформы коснется оптовой части рынка, которая предусматривает работу генерирующих компаний по новым правилам.
В частности, стоимость электроэнергии для атомных электростанций и гидроэлектростанций будет устанавливаться рынком, а угольная генерация не будет обосновывать НКРЭ цены на уголь, как это было раньше. Компании-поставщицы смогут договариваться с производителями о различных графиков оплаты за электроэнергию.
Стоимость электроэнергии по новым правилам будет зависеть от объемов потребления, графиков расчетов, платежной дисциплины и потребления в разрезе суток. Как известно, в пиковые часы электроэнергия дороже, а ночью – дешевле.
Для населения все это время действовала льготная цена. Каким был механизм компенсации? Для этого существует понятие “дотационные сертификаты” – разница, которую доплачивает промышленность за низкие тарифы для населения. Каждый месяц НКРЭ рассчитывает сумму этих дотаций на месяц вперед.
Льготная цена для населения сохранится и в будущем, но вместо кросс-субсидирования, от которого в соответствии с новым законом решили отказаться, будет использован другой механизм.
Ручное управление “рынком”
Поскольку в вопросе тарифообразования в Украине социальные соображения до сих пор превалируют над экономической логикой, изменения с 1 июля коснутся только промышленных потребителей. Населения решили изолировать от рисков возможных колебаний цен.
Для этого Кабмин 5 июня принял положение о возложении специальных обязательств (PSO, специальные обязанности для обеспечения общественных интересов. – ЭП) по поставке электроэнергии для нужд населения до 31 декабря 2020 г.
Речь идет об инструменте, который уже несколько лет успешно использует правительство для сдерживания цен на газ для бытовых потребителей и за отмену которого выступает руководитель “Нафтогаза” Андрей Коболев.
В Украине цены на электроэнергию выглядит так: население в среднем платит 1,05 грн. за кВт-ч, а промышленность – около 2 грн. за кВт-час. Таким образом, бремя перекрестного субсидирования ложится на плечи бизнеса.
Согласно принятому правительством документа, специальные обязательства возлагаются на государственные компании “Энергоатом” и “Укргидроэнерго”.
Эти производители должны с 1 июля обеспечить население 80% электроэнергии по ценам ниже тарифа для бытовых потребителей. Остальные 20% поставщик должен покупать на открытом рынке.
Обеспечивать население электроэнергией должен так называемый поставщик универсальных услуг. Объемы этих специальных обязательств будет определять Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
При этом холдинг ДТЭК, доля которого на рынке производства электроэнергии составляет около 24%, будет продавать произведенный ток по рыночным ценам. Это же касается других представителей тепловой генерации.
Оценки представителей НКРЭ и Кабмину относительно влияния механизма PSO на рост цен на электроэнергию существенно отличаются.
По мнению регулятора, принятая правительством редакция документа содержит критические недостатки. Одним из возможных последствий запуска новой модели энергорынка станет рост цен для бытовых потребителей на 40-50%. При этом Владимир Гройсман утверждает, что цены промышленности вырастут максимум на 5-6%.
Как это отразится на обычных украинцах? Поскольку население в Украине остается дотационной частью потребителей, прямого влияния не будет. Однако рост цен на электроэнергию для бизнеса приведет к повышению стоимости товаров и услуг.
Речь идет о тарифах на водоснабжение и водоотведение, стоимость проезда в электрическом транспорте и основные товары потребительской корзины: хлеб, мясо, овощи.
Как сменить поставщика
Существенным преимуществом нового рынка законодатели и чиновники называют право потребителя свободно выбирать поставщика электроэнергии. Такую возможность украинцы официально получили с 1 января 2019 года.
Кстати, без особого труда потребители могут изменять и поставщика газа.
Пользуются украинцы такой опцией? Пока что нет. Это связано с тем, что у населения – фиксированные цены, которые субсидируются бизнесом, и они гораздо ниже рыночных.
Поставщик не может предложить населению более привлекательный тариф, а в этом вопросе на первый план всегда выходят финансовые стимулы.
Смена поставщика может стать актуальной лишь в случае приведения цен на электроэнергию в рыночных показателей. Когда это произойдет – вопрос открытый, но точно не в ближайшие два-три года.
Каким будет порядок смены поставщика? Он прописан в правилах розничного рынка. Отдельного инструкции для бытовых потребителей не разработали, она одинакова для всех.
Процедура выглядит так: клиент заключает договор с новым поставщиком, а старого сообщает, что решил отказаться от его услуг. Новый поставщик сообщает оператору системы передачи, что отныне данный потребитель будет покупать электроэнергию у него.
Параллельно вносятся изменения в программные комплексы оператора, а в “Энергорынок” заявляется объем тока, необходимое с учетом нового потребителя. Вся процедура, согласно закону, бесплатно.
Начнут потребители менять поставщиков в случае приведения цен для населения до рыночных показателей?
“Население, возможно, и захочет куда-то переходить, но захотят этого поставщики? Для нас нет большой разницы кого обслуживать: однокомнатную квартиру или большой завод”, – рассказывает директор одной из компаний-поставщиц.
По его словам, трудовые и материальные затраты на оформление нового потребителя и его администрирования абсолютно одинаковы. (Речь не идет о “поставщиков универсальных услуг”, которые обязаны это делать. – ЭП).
“В лучшем случае от населения можно получить 5% доходности. Если такой клиент будет потреблять тока на 1 тыс. грн., то заработок составит 50 грн. Этого даже не хватит на канцелярию. Нет никакого смысла тратить на это время и ресурсы”, – подытожил он. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)