Казахстан планирует в ближайшее время приступить к экспорту бензина Аи-92.

Международное ценовое агентство Argus представляет обзор перспективных рынков сбыта казахстанского бензина и приглашает принять участие в третьей международной конференции “Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2019”, которая пройдет 27-28 июня в Алматы.

Суммарный профицит бензина в Казахстане в текущем году может составить 233-600 тыс. т, по оценке трейдеров.

В начале года предполагалось, что заводы в Атырау, Шымкенте и Павлодаре выпустят в 2019 в общей сложности 3,88 млн. т бензина Аи-92, соответствующего четвертому экологическому классу, тогда как спрос на него составит около 3,84 тыс. т. В январе – марте казахстанские НПЗ произвели 921,8 тыс. т бензина, на 12,6% больше, чем за первые три месяца 2018.

Запасы Аи-92 на нефтебазах Казахстана к концу марта снизились с 303,4 до 234,6 тыс. т – в начале января. При этом все крупные заводы сообщали о наличии избыточных запасов продукта в своих резервуарах, к началу марта эти объемы составляли примерно 100 тыс. т.

Чтобы избежать затоваривания хранилищ, Атырауский и Шымкентский заводы в I квартале останавливали работу установок каталитического крекинга, что приводило к снижению выпуска светлых нефтепродуктов.

Для улучшения экономики зарубежных поставок Аи-92 из Казахстана необходимо снизить ставку экспортной пошлины, которая сейчас составляет $168,88 за тонну, полагают трейдеры. В качестве одного из вариантов рассматривается введение плавающей ставки по аналогии с нефтяной пошлиной. Вероятно, коэффициент пошлины на экспорт бензина будет составлять 0,9 к нефтяной ставке. В апреле экспортная пошлина на нефть из Казахстана составляет $65/т.

Основные рынки

Железнодорожные поставки топлива в направлении Центральной Азии отличаются невысокими транспортными затратами. Кроме того, на рынки сопредельных стран компании могут отгружать относительно небольшие объемы бензина в рамках спотовых контрактов.

С июня поддержку ценам на Аи-92 окажет активизации спроса в странах Центральной Азии на фоне сезонного увеличения автомобильных перевозок.

Одним из наиболее перспективных направлений экспортных поставок казахстанского бензина является рынок сопредельного Кыргызстана, которая сейчас зависит от импорта российского топлива.

Казахстан и Кыргызстан с августа прошлого года обсуждают соглашение, которое позволило бы экспортировать казахстанский бензин на киргизский рынок. Торговые компании планировали с начала года отгружать в КР 50-60 тыс. т в месяц Аи-92 без уплаты казахстанской экспортной пошлины. Однако пока странам не удается согласовать детали соглашения, в том числе нерешенным остается вопрос возможного реэкспорта казахстанского топлива из Кыргызстана.

В прошлом году Кыргызстан увеличил импорт бензина с 437,3 до 500,9 тыс. т – в 2017 году. Часть ввозимого топлива, по словам участников рынка, поставлялась автоцистернами в соседний Таджикистан.

Согласно котировкам издания “Argus Рынок Каспия”, к началу апреля средний уровень цен на Аи-92 в Кыргызстане вырос до $470-480 за тонну (cpt Луговая) с $425-460/т – в начале января. Стоимость продукта увеличилась на фоне повышения цен российскими заводами, однако импортеры воздерживались от активных закупок топлива.

При этом в I квартале в Кыргызстан автоцистернами ежемесячно поставлялось около 10-15 тыс. т бензина из Казахстана, что сдерживало рост цен на местном рынке. Партии Аи-92 на казахстанско-киргизской границе в середине марта оценивались в 30-32 сома за литр ($0,42-0,47).

Таджикские компании также воздерживались в январе – марте от активных закупок железнодорожных партий российского Аи-92, предпочитая использовать накопленные запасы, а также объемы продукта, поставляемые автоцистернами из Кыргызстана. Таджикистан импортировал в прошлом году 173 тыс. т бензина по сравнению с 176,5 тыс. т – в 2017.

Согласно котировкам издания “Argus Рынок Каспия”, к началу апреля средний уровень цен на Аи-92 в Таджикистане вырос до $531-585/т (cpt Бекабад) с $521-532/т – в начале января. Пока неизвестно, будут ли поставки казахстанского бензина в Таджикистан облагаться экспортной пошлиной.

Казахстанские экспортеры также рассчитывают на поставки Аи-92 в Узбекистан. Однако узбекские компании импортируют минимальный объем продукта: в январе – феврале в страну было поставлено около 400 т бензина производства Пермского НПЗ. При этом производство бензина на узбекских НПЗ в 2018 выросло с 1,13 до 1,15 млн. т.

Партии российского бензина Аи-92 с отгрузкой в Узбекистан в начале апреля предлагались по $607-609 за тонну по сравнению с $693-697/т – в начале января (все – cpt Сарыагаш) на фоне низкого спроса.

Наиболее премиальным рынком для казахстанского бензина в Центральной Азии является Афганистан, полагают трейдеры.

Согласно котировкам издания “Argus Рынок Каспия”, к началу апреля средний уровень цен на Аи-92 в Афганистане вырос до $755-785 за тонну (fca Акина/Хайратан) с учетом таможенного оформления и оплаты прочих расходов с $710-755 за тонну – в начале января.

Фактические расходы поставщиков, возникающие при отгрузке топлива через северную границу Афганистана, оценивались участниками рынка в I квартале в $150 за тонну.

На афганском рынке казахстанским компаниям придется конкурировать с экспортерами туркменского бензина, а также с поставщиками недорогого продукта из Ирана.

Через северную границу Афганистана ежегодно поставляется 275-300 тыс. т бензина.

Другие направления

Альтернативой поставкам в Центральную Азию для казахстанских экспортеров могут стать железнодорожные отгрузки Аи-92 на Украину, а также в направлении черноморских или балтийских портов.

Эти направления могут быть привлекательными для крупных международных торговых компаний, имеющих опыт работы с Казахстаном. При поставках в направлении Европы экспортеры предпочитают формировать крупные партии продукта, что, как правило, могут обеспечить в основном крупные торговые компании. Вероятно, казахстанский бензин покупатели смогут использовать для блендинга с другими сортами продукта и дальнейших танкерных отгрузок полученного топлива.

Котировки баржевых партий бензина Eurobob oxy, публикуемые в издании Argus European Products, выросли в начале апреля в среднем до $666 за тонну (fob Амстердам – Роттердам – Антверпен, АРА) с $482 за тонну – в начале года.

Летние месяцы обычно характеризуются высоким спросом на бензин, поэтому скорее всего, цены на европейском рынке продолжат расти в ближайшее время. Дополнительную поддержку котировкам топлива могут оказать и арбитражные поставки бензина в США, страны Западной Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока, полагают трейдеры.

Поставка крупных партий, в том числе на условиях долгосрочных контрактов, может отчасти нивелировать более высокие транспортные затраты на этих маршрутах по сравнению с экспортом в Центральную Азию, полагают трейдеры.

При поставках в Черноморский регион экспортеры могут осуществлять перевалку казахстанского бензина в портах Тамань, Азов, Кавказ и Новороссийск. В настоящее время эти терминалы работают в основном с другими видами нефтепродуктов.

При отгрузках в Балтийский регион поставщики могут доставлять казахстанский Аи-92 на терминалы в Усть-Луге, Вентспилсе, Риге, Клайпеде и Таллине. Железнодорожные поставки продукта в порты Балтики могут осложняться необходимостью согласования такого транзита с российской стороной, полагают участники рынка.

При этом РЖД после образования Евразийского экономического союза установила для казахстанских компаний, поставляющих нефтепродукты в российские порты, более низкие экспортные тарифы вместо транзитных. Фактически казахстанские компании при отгрузках топлива в порты России начали оплачивать перевозку по тем же экспортным тарифам, что и российские компании. Это позволило увеличить привлекательность российского направления и привело к росту в последние годы поставок казахстанского мазута и вакуумного газойля через российские порты.

Интерес для казахстанских экспортеров Аи-92 может представлять и рынок Украины. Однако технический регламент, действующий в этой стране, предусматривает, что на украинском рынке возможна реализация моторного топлива не ниже пятого экологического класса, производство которого в Казахстане в настоящее время ограничено.

Украина в прошлом году сократила импорт бензина Аи-92 на 102,5 тыс. т относительно 2017, до 430,2 тыс. т. Это объяснялось продолжающимся переходом владельцев автомобилей с бензиновыми двигателями на использование сжиженного газа в качестве моторного топлива. В основном на рынок Украины поставлялся продукт белорусских НПЗ, а также Аи-92 производства местных заводов.

В текущем году на Украине сохранится тенденция на снижение потребления бензина Аи-92, который на местном рынке будет замещаться импортными объемами Аи-95, полагают трейдеры.

Котировки белорусского Аи-92, публикуемые в издании “Argus Моторное топливо Украины”, выросли в начале апреля в среднем до $653,50/т (daf граница Беларуси/Украины) с $468,60 за тонну – в начале года.

Более подробно тема перспективных экспортных направлений казахстанского бензина будет рассмотрена на конференции “Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2019”, которая пройдет 27-28 июня в Алматы.

Мероприятие ежегодно собирает ведущих игроков рынков нефти и нефтепродуктов Казахстана и других стран СНГ для обсуждения насущных проблем отрасли. Среди спикеров заявлены Асет Магауов, вице-министр энергетики Республики Казахстан, Болат Акчулаков, генеральный директор ассоциации “KAZENERGY”, Канат Доспанов, Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, Чингиз Айтмурзаев, заместитель генерального директора по оптовым продажам “Газпром нефть Азия”, Бекмурат Найзабеков, управляющий директор по маркетингу и сбыту “КазМунайГаз” и другие.

Помимо вопросов экспорта бензина из Казахстана, в программе обсуждения заявлены: снижение импорта нефтепродуктов из России, перспективы биржевых торгов сжиженным газом и нефтепродуктами в РК, актуальные изменения на топливных рынках стран Центральной Азии и Афганистана.

Как сообщает организатор конференции, независимое ценовое агентство Argus, на мероприятии ожидается более 150 участников. Свое присутствие уже подтвердили представители компаний Роснефть, ЛУКОЙЛ, Газпромнефть, КазМунайГаз, Татнефть, SIBUR, SOCAR, Shell Trading, VITOL и другие.

Конференция пройдет при поддержке ГК “PTC Holding” и компании Quest Group. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий