К урегулированию Верховной Радой правового статуса НКРЭКУ, пуск рынка электрической энергии следует отложить минимум до 1 января 2020 г.
Накануне Конституционный суд Украины признал ряд положений закона “О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг” неконстититуционными.
Решение суда касается положений статей 1, 4 и 5, которые определяют статус НКРЭКУ как полностью независимого органа, а также статьи 8, которая определяет процедуру назначения и освобождения от должностей членов НКРЭКУ.
Признавшего Конституционный суд
1) НКРЭКУ по своему функциями, сферой деятельности и полномочиями имеет признаки центрального органа исполнительной власти, но не подчиняется правительству и не относится к системе органов исполнительной власти.
2) Верховная Рада вышла за пределы собственных полномочий, передав полномочия по назначению членов НКРЭКУ президенту Украины, ведь такие полномочия прямо не предусмотрены в Конституции.
3) Полномочия Верховной Рады о назначении членов конкурсной комиссии, которая осуществляет предварительный отбор кандидатур членов НКРЭКУ, также противоречат Конституции.
Чего нет в решении Конституционного суда
Решение суда не ставит под сомнение соответствие Конституции других статей закона, определяющих полномочия, правовой статус членов и порядок организации работы НКРЭКУ.
На что повлияет решение Конституционного суда
Во-первых, после этого решения суда положения закона, признанные неконституционными, утрачивают силу с 31 декабря 2019 года.
То есть решение Конституционного суда не влияет ни на правовой статус текущего состава НКРЭКУ, ни решения НКРЭКУ, которые были приняты к 13 июня 2019 и будут приняты до 31 декабря 2019 года.
Во-вторых, даже с 1 января 2020 НКРЭКУ НЕ будет лишена возможности выполнять свои полномочия, ведь положение закона, определяющие полномочия, правовой статус членов и порядок организации работы регулятора, не теряют свою силу.
Отмечу, что правовая неопределенность статуса НКРЭКУ и отсутствие четких правил ее взаимодействия с органами исполнительной власти может дестабилизировать внедрения нового рынка электроэнергии.
Особое беспокойство вызывает тот факт, что Конституционный суд фактически признал, что согласно действующей редакции Конституции Украины, НКРЭКУ не может быть полностью самостоятельным и независимым органом, а должен принадлежать к системе органов исполнительной власти и подчиняться Кабинету министров.
Кроме того, решение суда делает невозможным конкурсный отбор и назначение новых членов НКРЭКУ после 1 января 2020 года.
Чего стоит ожидать
Конституционный суд не зря отсрочил момент, с которого теряют законную силу положения закона “О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг” до 31 декабря 2019 года.
За это время Верховная Рада должна привести правовой статус НКРЭКУ в соответствие с положениями Конституции Украины.
Для этого парламент может выбрать один из двух путей.
Первый – включить НКРЭКУ в систему органов исполнительной власти и определить в законе ее правовой статус, правила взаимодействия с правительством и другими органами исполнительной власти.
Второй – внести изменения в Конституцию Украины с целью определения в ней правового статуса НКРЭКУ как отдельного единого органа государственной власти вроде Высшего совета правосудия, Национального банка Украины или Счетной палаты.
К моменту решения этого вопроса, то есть как минимум до 1 января 2020 целесообразным будет и отсрочка запуска рынка электрической энергии, успех которого напрямую зависит от эффективного взаимодействия НКРЭКУ и Кабинета министров. (Иван Бондарчук, юрист юридической фирмы ILF, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)