США взялись продвигать строительство трубопровода EastMed, который будет поставлять газ с Восточного Средиземноморья в Южную Европу. Это позволит европейцам получать ресурс дешевле, чем от РФ.
Что такое EastMed
7 августа в греческих Афинах прошла международная министерская конференция по энергетике. В мероприятии приняли участие министр охраны окружающей среды и энергетики Греции Костис Хадзидакис, министр энергетики, торговли и промышленности Кипра Георгиос Лаккотрипис, министр энергетики Израиля Юваль Штайниц и помощник госсекретаря США по вопросам использования энергетических ресурсов Фрэнсис Фэннон, а также представители правительства Италии. К слову, Фэннон еще до конференции отдельно встречался с Хадзидакисом.
На саммите обсуждался проект газопровода EastMed (Eastern Mediterranean рipeline), задача которого – транспортировать в Южную Европу газ из “газоносного треугольника”. Так называют район в Восточном Средиземноморье, разведкой которого совместно занимаются три страны: Греция, Израиль и Кипр. Это прежде всего шельфовые месторождения “Афродита” на Кипре и “Левиафан” в Израиле, суммарные запасы которых оцениваются в 620 млрд. куб. м.
Труба в Европу может быть проложена по дну Средиземного моря и через территорию Греции. Трубопровод протяженностью более 1300 км начнется в Израиле и будет иметь три точки выхода: на Кипре, на Крите и в Греции, а далее – на итальянские терминалы. Его мощность составит 10-16 млрд. куб. м в год. Окупиться проект должен за десять лет. Финансовую ответственность сейчас поровну делят греческая DEPA и итальянская Edison.
Межправительственный меморандум о строительстве EastMed упомянутые страны заключили в 2017 г. Проект развивался ни шатко, ни валко, пока к его продвижению не подключились Соединенные Штаты. Произошло это в марте 2019 г., когда в переговорах по реализации проекта начал принимать участие госсекретарь Майк Помпео.
Судя по всему, американцы увидели в проекте возможность одновременно поддержать своего союзника в лице Израиля, завоевать симпатии Греции, а главное – создать конкуренцию России на европейском газовом рынке. Дело в том, что, по предварительным расчетам, поступающий через EastMed газ окажется для потребителей на 20-30% дешевле, чем из России. В этом смысле газопровод станет альтернативой горячо оспариваемому Вашингтоном “Северному потоку-2”.
А еще это политический проект: новое греческое правительство уже подтвердило свое сближение с Израилем. Добавим сюда Кипр – и при поддержке США эти три страны могут создать в Восточном Средиземноморье конкуренцию региональному центру силы в лице Турции. Кстати, и в газовом плане EastMed может разом обрушить уже почти сбывшиеся мечты Турции стать газовым хабом для юга Европы.
Впрочем, поставки топлива по газопроводу EastМed начнутся только после 2025 г. До того времени – хотим мы того или нет – “Газпром” будет доминировать на европейском газовом рынке.
Газовые интриги юга Европы
Давайте вспомним новейшую энергетическую историю. 12 июня 2018 г. в Турции был торжественно запущен Трансанатолийский газопровод (TANAP). Предполагалось, что по нему, минуя Россию, Азербайджан будет поставлять газ в Турцию и на юг Европы.
Присутствовавший на торжественной церемонии запуска газопровода Петр Порошенко заявил, что Украина готова покупать идущий через TANAP азербайджанский газ. “Украина полностью поддерживает этот проект. И сегодня мы согласились, что будем счастливы диверсифицировать наши источники энергии и получать из TANAP через Болгарию и Румынию поставки газа, – сказал пятый президент. – Мы рассчитываем на поддержку Турцией и Азербайджаном дополнительных поставок энергоресурсов в Украину по альтернативным маршрутам. Я верю, что в ближайшее время мы найдем возможности для привлечения природного газа из Азербайджана, Каспийского моря не только в Украину, но и во весь регион, связанный с украинской газотранспортной системой”.
TANAP протяженностью 1,85 тыс. км – это часть проекта “Южный газовый коридор” (ЮГК) по транспортировке природного газа с месторождений Каспийского региона в Европу через Грузию и Турцию. В дальнейшем, при запуске второй нитки, пропускная способность TANAP может вырасти до 31 млрд. куб. м в год.
Предполагалось, что TANAP поможет сформировать новую европейскую “газовую карту”. В частности, Украина сможет получать газ через Болгарию и Румынию. Причем на юге Европы газа будет предостаточно, так как там конкурируют несколько проектов – включая российский “Турецкий поток”, который будет состоять из двух ниток мощностью по 15,75 млрд. куб. м каждая. Первая нитка предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая – для газоснабжения стран Юго-Восточной Европы.
1 июля нынешнего года Азербайджан объявил о завершении строительства TANAP; азербайджанский газ был доставлен до турецко-греческой границы. Однако до постоянных поставок по долгосрочным контрактам еще далеко. И не в последнюю очередь – из-за позиции Турции.
Дело в том, что Турция уже второй год ведет свою игру, в частности снижает потребление российского топлива. Вместо этого она предпочитает закупать СПГ и газ у Ирана и Азербайджана. В силу своего географического положения “у южных ворот Европы” Турция имеет доступ к самым разным поставщикам природного газа, которые конкурируют друг с другом. Как следствие, эта страна получила возможность стать важнейшим топливным хабом Европы, который может диктовать условия и потребителям, и поставщикам.
Кроме начинающихся поставок по TANAP и “Турецкому потоку”, Анкара закупает газ у Ирана, приценивается к другим источникам в Центральной Азии. Попутно, отлично осознавая современные тренды, Турция закупает СПГ из Катара и США, а также в меньшей степени из других стран. В прошлом году закупки Турцией СПГ выросли на 13,2%. Одновременно закупки российского трубопроводного газа снизились более чем на 17%.
В результате всего за пару лет Турция стала крайне высококонкурентным рынком газа. К тому же в Анкаре умело манипулируют поставками СПГ, так как они не привязаны к трубопроводам. Но зависимость от Турции для Европы немногим лучше зависимости от России. Потому интерес к проекту EastMed вполне объясним.
Против “Северного потока-2”
Вашингтон довольно давно пытается бороться со строительством “Северного потока-2” – достаточно вспомнить, сколько уже было (и еще будет) санкций и попыток уговорить европейских политиков. В качестве альтернативы Штаты предлагают ЕС импорт американского СПГ. Но россиянам пока удается доказывать Европе, что поставки американского СПГ обойдутся дороже, чем прокачка российского газа по СП-2.
Сторонники российского проекта – Германия и Австрия (их привлекает надежность поставок и стоимость газа), а также Норвегия (ее правительству принадлежат 30% акций компании Kvaerner, одного из подрядчиков строительства). Завершить проект планировалось в конце этого года, но оператору строительства не удалось получить разрешение на прокладку труб от Дании.
А 31 июля комитет сената США одобрил законопроект о санкциях в отношении компаний и частных лиц, участвующих в строительстве СП-2. Однако в США понимают, что санкции вряд ли помогут остановить почти достроенный СП-2, а сделать свой СПГ значительно дешевле у них не выйдет. В этой ситуации поддержка строительства EastMed становится для Вашингтона хорошей альтернативой всем прочим способам давления на европейцев.
Украина без транзита
Наша страна оказывается в сложной ситуации. В близкой перспективе проект строительства EastMed нам выгоден. Европейцы, воодушевившись перспективой получать дешевый газ от предсказуемых партнеров, вполне могут поставить крест на “Северном потоке-2” и простимулировать “Газпром” заключить новый контракт на транзит газа через территорию Украины. Что нам и нужно.
Но что будет пять лет спустя? EastMed потенциально способен обеспечить газом не только Южную, но и Центральную Европу. Это значит, что газовый транзит из РФ в Европу через Украину в 2025-м станет просто неактуален. То есть у нашей страны есть окно в пять лет на то, чтобы провести структурные реформы, прежде всего в энергетике.
Если получится это сделать, то возможность после 2025 г. получать из Европы более дешевый газ (если не удастся довести до паритета собственную газодобычу) – окажется очень кстати. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)