Для сохранения долгосрочного контракта на транзит газа, который ежегодно приносит Украине до $3 млрд., страна может оказаться от принятого в 2015 г. политического решения и возобновить прямые поставки газа из России.
Предложение озвучил на трехсторонних переговорах в Брюсселе “Газпром”. Заинтересованность Украины и готовность рассмотреть возобновление прямых поставок газа из России подтвердил на днях министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель. Самое парадоксальное в нынешней ситуации, пожалуй, то, что самые жаркие дискуссии развернутся по вопросу цены, но вестись они будут не в плоскости понижения цен, а сохранения их на нынешнем премиальном уровне.
Прямые поставки из РФ в обмен на транзит
В день трехсторонних переговоров в Брюсселе по вопросу транзита российского газа в украинской трубе после 2019 года появилась информация о том, что российская делегация приехала на них с припрятанным в рукаве “джокером” – предложением о возобновлении прямых поставок газа из РФ в Украину. Как известно, они были приостановлены в ноябре 2015 года в связи аннексией Крыма и активной фазой войны на Донбассе. Информацию о том, что российская делегация подняла вопрос поставок в ходе переговоров, подтвердилась и в заявлениях вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича. “Для украинской стороны наиболее важно – хорошо функционирующий транзит и поставка объемов европейским потребителям. Российская сторона сделала акцент на прямых поставках российского газа украинским потребителям”, – сказал он по итогам консультаций.
На итоговой пресс-конференции в Киеве (на следующий день после переговоров в Брюсселе) министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель допустил возможность прямых закупок газа у РФ. Он подчеркнул, что Украина будет рассматривать вопрос возобновления прямых поставок газа из России исключительно в экономической плоскости. Украина заинтересована в них: “больше объемов (на рынке) – меньше цена”, отметил министр.
Оржель не отрицал, что вопросы заключения транзитного контракта после 2019 года и решение о возобновлении прямых поставок между собой связаны. При этом он подчеркнул, что разговор был “рыночным и конструктивным” и это “не выглядело, как давление”: “Они (представители “Газпрома” и РФ, – ред.) говорили, что наша логика, чтобы поставлять больше, а наша (украинской делегации, министр ее возглавлял, – ред.) логика заключалась в том, что если больше, то это должна быть рыночная цена”.
Похоже, что у российской стороны действительно есть основания добиваться от Украины определенных уступок, в том числе и доступа на емкий украинский рынок, но амбиции украинской стороны в отношении транзитного договора не меньшие. Новый договор о транзите газа Украина хочет заключить на срок не менее 10 лет с гарантированными объемами прокачки 60 млрд. куб. м в год.
Директор ExPro Consulting Геннадий Кобаль отметил, что, исходя из нынешней ситуации с наличием газопроводов для прокачки российского газа в обход Украины, у российской стороны есть острая нужда в украинской ГТС, но не более чем на один год (очевидно, что “Северный поток-2” не будет достроен в нынешнем году). Отметим, как один из вариантов, российская сторона предлагала продлить действующий ныне контракт на год. Это предложение не поддерживает Еврокомиссия. Эксперты считают, что украинской стороне придется скорректировать желаемые сроки транзитного контракта. “В возможность заключения договора на 10 лет я не верю”, – сказал 112.ua Кобаль. Похоже, что различные варианты по срокам допускает и “Нафтогаз”. Пресс-служба компании обнародовала расчеты тарифа на транзит российского природного газа в Европу через украинскую ГТС только на ближайшие пять лет. На период 2020-2024 гг. при бронировании 60 млрд. куб. м транзитных мощностей ГТС тариф составит 3,21 доллара за 1 тыс. куб. м на 100 км, а при бронировании 90 млрд. куб. м – 2,56 долл. за 1 тыс. куб. м на 100 км. Это выше тарифа на транзит российского газа в 2019 году, который составлял 2,61 долл. за 1 тыс. куб. м на 100 км.
Украина не сможет договориться об объемах более 50-60 млрд. куб. м в год, говорит директор ООО “Нефтегазстройинформатика” Леонид Униговский. Отметим, что это значительно меньше объема транзита в 2018 году – 86,779 млрд. куб. м. В отдельные годы объемы транзита достигали и 112 млрд. куб. м, напомнил Униговский. Ранее он говорил, что цифра 50-60 млрд. куб. м стала возможной с учетом решения Европейского суда по газопроводу OPAL (ограничил возможности “Газпрома” на гарантированное использование трубопровода на уровне 40% пропускной способности. Аналогичное решение ожидается и по газопроводу Eugal (продолжение строящегося газопровода “Северный поток-2”).
Таким образом, вопрос успешных договоренностей об объемах и сроках транзита для Украины и соответственно уступок российской стороны будет зависеть от того, как и на каких условиях будет решен вопрос возобновления прямых поставок газа из России.
Почему Украина до сих пор не импортировала газ из РФ?
Поставки газа из РФ в Украину прекратились в конце ноября 2015 года. Тогда это позиционировалось как политическое решение, принятое в связи с аннексией Крыма и горячей стадией войны на Донбассе. Технически решение базировалось на том, что единственной компанией, которая имела контракт на поставки (срок его действия истекает одновременно с транзитным контрактом в конце 2019 года) с “Газпромом”, был “Нафтогаз”. При этом контракт был заключен на кабальных для украинской стороны условиях. На весь его объем (52 млрд. куб. м в год) действовал принцип take or pay (“бери или плати”) Украина была обязана покупать фиксированный объем газа вне зависимости от своих реальных нужд. При этом реэкспортировать российский газ она не могла.
К тому же, согласно заложенной в контракте формуле образования цены, она с менее чем 200 долл. за тыс. куб. м в 2009-2010 гг. выросла до 485 долл. в 2014 году (для сравнения, нынешняя рыночная цена газа составляет 160-170 долл. за тыс. куб. м). Украина перестала платить по контрактным обязательствам, а затем и вовсе перешла на закупки газа в Европе. В 2014 году “Газпром” обратился в арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма и потребовал взыскать с “Нафтогаза” неоплаченную задолженность за газ и проценты. Совокупная сумма претензий составляла около 47 млрд. долл.
Как известно, решение арбитража, которое было вынесено в конце 2017 года, было в пользу украинской стороны. Хотя арбитраж и не отменил принцип take or pay, он уменьшил годовой объем контракта до 5 млрд. куб. м в год. Стоит отметить, что с учетом второго решения Стокгольмского арбитража (по транзитному контракту), разница в выплатах вышла в пользу Украины: российский газовый монополист оказался должен около 3 млрд. долл. В качестве обеспечительных мер по долгу “Нафтогаз” добился ареста активов “Газпрома” в Великобритании и Нидерландах, а также ограничительных мер в Люксембурге и Швейцарии. Сообщалось, что полная сумма с “Газпрома” будет взыскана до конца 2020 года.
Пока этот вопрос задолженности не будет полностью урегулирован, очевидно, “Нафтогаз” вряд ли сможет стать контрагентом “Газпрома” по прямым поставкам газа из России, считает Кобаль: “У них сохраняется опция брать газ и не рассчитываться за него, засчитывая объемы в счет погашения долга”. Видимо, по этой причине, вопрос поднимался и на переговорах в Брюсселе: после них глава “Газпрома” Алексей Миллер в эфире телеканала “Россия24” заявил, что министр энергетики и экологии Украины Алексей Оржель не имел полномочий обсуждать вопросы прямых поставок российского газа на украинский рынок, а также вопросы Стокгольмского арбитража.
При этом с 2015 г., с учетом того, что Украина присоединилась к третьему энергопакету и не имеет права создавать нерыночные препятствия ни одному из операторов рынка, не было ни одной коллизии, которая могла бы в течение этих трех лет служить преградой для заключения контракта на поставки газа “Газпрома” для других операторов рынка, подтвердили 112.ua сразу несколько источников в структурах “Нафтогаза”. Как известно, в России “Газпром” – единственный оператор, за которым на законодательном уровне закреплено право экспорта газа по магистральным газопроводам.
Эксперты считают, что причина, по которой ни одна из компаний, в том числе ни один международный трейдер не заключили прямого договора о поставках газа с “Газпромом” в Украину в течение последних трех лет, – нежелание самого “Газпрома” и имеющих на него непосредственное влияние российских властей. В случае, если бы газ шел беспрепятственно, в Украину мог бы заходить не только российский, но и среднеазиатский газ, который еще дешевле, чем российский. Отчасти это подтверждает и тот факт, что “Газпром” в начале 2018 года отказался продавать газ Украине, которая готова была купить 4 млрд. куб. м в рамках исполнения решения Стокгольмского арбитража. Как известно, тогда недостающие объемы газа были в срочном порядке закуплены в Европе, а Украине удалось избежать дефицита благодаря отклику крупных промышленных предприятий на призыв “Прикрути”.
Нужно отметить, что в то время у “Газпрома” могли быть и другие причины для отказа поставлять газ в Украину: и разногласия с “Нафтогазом” (апелляции и разбирательства в международных судах в то время были в самом разгаре, а “Газпром” отказывался признавать решение международного суда), к тому же, шел последний год президентства Петра Порошенко, представлявшего не просто оппозиционную, а откровенно враждебную к России и “Газпрому” политическую силу. Давать им перед выборами такой козырь, как возможность понизить цену на газ и коммунальные платежи для населения, российские власти, разумеется, не спешили.
Добиваться сохранения высокой цены
Главным образом, ситуация с прямыми поставками российского газа в Украину сейчас упирается в вопрос цены российского газа. Общеизвестно, что “Газпром” – компания абсолютно подконтрольная российской власти и по этой причине может себе позволить устанавливать не экономически обоснованные цены на газ, а такие, которые могли бы служить рычагами для реализации политических интересов России. К тому же, очевидное преимущество российского газового монополиста заключается в том, что он добывает огромные объемы газа в благодатных условиях (залежей на небольшой глубине в Сибири) и действительно имеет относительно низкую себестоимость. К тому же, географически Россия имеет прямой вход в украинскую ГТС на восточной границе, что позволяет ей минимизировать 15-20 долл. за куб м на транспортных затратах, в сравнении с ценой трейдеров, ввозящих газ по реверсу с европейских направлений.
“Российский газ вполне может зайти в Украину по цене минимум на 60 долл. ниже той, по которой его сейчас покупают промышленные предприятия: это обвалит рынок, многие иностранные трейдеры будут вынуждены с него уйти”, – предупредил Кобаль. Российский газ при прямых поставках действительно может быть на 20-25% дешевле нынешней цены импортного газа, соглашается Униговский. Отметим, что по результатам переговоров с главой “Газпрома” Алексеем Миллером в Москве, представители партии “Оппозиционная платформа – За жизнь” неоднократно заявляли, что РФ готова предоставить Украине скидку в случае возобновления прямых поставок газа. Отмечалось, что российский газ может быть на 20-25% дешевле той цены, по которой он нынче реализуется промышленным потребителям в Украине.
В силу того, что основной объем газа на украинском рынке поставляется по реверсу (газ собственной добычи крупнейшего государственного добытчика “Укргаздобыча” в основном идет населению в рамках исполнений обязательств продажи по цене ниже, чем газ покупают промышленные производители – ПСО), рынок газа в Украине нынче премиальный.
Позволить зайти на рынок российскому газу с таким отличием в цене и обвалить рынок украинские власти не готовы. Цена “должна быть напрямую связанной с индикаторами на европейских рынках”, подчеркнул на итоговом брифинге Алексей Оржель: “Цена (российского газа при прямых поставках в Украину) будет определяться во взаимодействии с российской стороной, но должна быть привязана к европейской цене. Ввести в эту систему рыночный сигнал, чтобы не было политической цены. Подчеркиваю: никакой политической цены”. “Политическую цену” российского газа Оржель назвал недопустимой “красной линией”. При этом, какой величины цену считать политической, власти пока не уточнили.
Министр также подтвердил, что украинский рынок, в понимании газовых рынков, премиальный по ценам, поскольку ориентирован на импортные поставки.
Отметим, что и во время переговоров о закупках российского газа (на исполнение решения Стокгольмского арбитража) в начале года подчеркивалось, что цена газа из России должна быть привязана к цене на немецком хабе NCG. “Какой будет цена на хабе, такой же будет и цена в контракте. Хаб минус транспорт – не будет: просто хаб. Точную цену мы не разглашаем”, – сказал тогда в комментарии для 112.ua Юрий Витренко (на тот момент главный коммерческий директор группы “Нафтогаз”).
По всей видимости, вопрос цены российского газа для Украины вызовет немало дискуссией и даже, возможно, расколет украинское общество на два лагеря. Можно полагать, что немало сторонников будет у позиции, что открывать настежь двери для “газпромовского газа” нельзя, так как это приведет к ситуации, когда Украина будет зависима по газу от России не менее, чем в поставках дизтоплива и автогаза. “Если бесконтрольно открыть двери для газпромовского газа, то он за счет ценового преимущества очень быстро нарастит свою рыночную долю”, – предупреждает Кобаль. “Больше чем 4-5 млрд. куб. м у “Газпрома” из соображений энергетической безопасности покупать нельзя. К тому же, если будет политическое решение сохранить ПСО для населения, целесообразнее всего поставить этот газ бытовым производителям”, – считает Униговский.
Но нельзя отрицать того, что немало людей займут иную позицию: мол, зачем искусственно сохранять рынок газа с его премиальными ценами и заставлять всех украинцев переплачивать в цене сахара, сельхозпродукции, других товаров, в себестоимости которых газ занимает большую долю? К мнению какого лагеря прислушаются власти, пока большая интрига.
Уравнять условия мог бы виртуальный реверс
Если властям не удастся договориться о сохранении премиальных цен и привязке их к цене европейского хаба, но при этом прямые поставки газа из РФ возобновятся, в определенной мере уравнять условия для иностранных трейдеров с “Газпромом” может подписание соглашения о взаимодействии между операторами (Украина привезла вариант этого договора на переговоры в Брюссель). Она позволит наладить виртуальный реверс (обмен объемами газа между операторами без физической прокачки по трубе, что удешевит ресурс). Кроме того, после внесения соответствующих изменений в контракты на продажу газа с “Газпромом”, при наличии соглашения, европейские трейдеры смогут покупать газ у “Газпрома” на восточной границе. При этом, в случае подписания соглашения, российская компания должна будет открыть “Нафтогазу” свои шиппер-коды (позволяют идентифицировать каждую партию газа и ее адресата), что до сих пор “Газпром” категорически отказывался делать.
Россия, скорее всего, пойдет на подписание соглашения, считает Алексей Оржель. Он подчеркнул, что это требование европейского законодательства, поэтому слова министра энергетики РФ Александра Новака после трехсторонних газовых переговоров в Брюсселе о том, что Россия готова заключить с Украиной транзитный контракт по нормам ЕС, можно рассматривать как согласие на подписание соглашения о взаимодействии между операторами. Пока аналогичные соглашения “Нафтогаз” имеет только с двумя европейскими операторами: с венгерским FGSZ и с румынским Transgaz. (Елена Голубева, 112.ua/Энергетика Украины и мира)