Министерство энергетики и защиты окружающей среды недавно обнародовало прогноз производства электроэнергии по итогам текущего года. “ДС” внимательно на него посмотрела и попыталась вместе с экспертами оценить, куда движется украинская энергетика и на правильном ли она пути.
Согласно прогнозу производство электроэнергии в Украине в этом году снизится по сравнению с 2018 г. на 1,3% – до 157 млрд. кВт-ч, или на 2 млрд. кВт-ч меньше. Запомним эту цифру. Второй показатель баланса – экспорт электроэнергии, он по итогам года (как ожидается) уменьшится незначительно – всего лишь на 5,4%, до 5,8 млрд. кВт-ч, и потому на баланс особо не влияет. А вот импорт электроэнергии, который стал доступным с 1 июля этого года после введения новой модели энергорынка, составит по итогам года (а фактически – всего лишь второго полугодия) 1,5 млрд. кВт-ч. Сопоставив эти цифры, невооруженным глазом видно, что снижение производства электроэнергии украинским энергокомплексом по итогам года будет компенсировано (или вызвано) импортом более дешевой электроэнергии.
Заметно упадут показатели “Энергоатома”, у которого крупнейшая доля в энергобалансе и самое дешевое электричество: по итогам года снижение производства атомными станциями ожидается на уровне 2,7% по сравнению с прошлым годом – до 82,2 млрд. кВт-ч. То есть фактически – на почти те же 2 млрд. кВт-ч меньше.
Примечательно, что у других производителей перспектива по итогам года будет намного лучше – генерация электроэнергии на тепловых электростанциях (ТЭС) останется практически на уровне прошлого года (будет лишь небольшое снижение на 0,01%, до 47,8 млрд. кВт-ч). Производство на ГЭС и ГАЭС снизится значительно – на 30% к уровню прошлого года – и составит около 8,3 млрд. кВт-ч. Однако это продиктовано природными причинами – уровень воды в Днепре и Днестре не позволяет генерировать больше, и эта проблема не регулируется приказами чиновников.
А вот солнечные и ветровые электростанции переживают бум: в этом году у них ожидаются вдове больше объемы – 5,7 млрд. кВт-ч. Фактически все то, что не произведут “Энергоатом” и гидроэлектростанции, у которых самая дешевая электроэнергия, поставят на рынок станции, работающие на возобновляемых источниках энергии (солнечные и ветровые), у которых тариф – самый высокий.
Естественно, что такой вектор сдвига производства в сторону более дорогих источников не может не сказаться на стоимости, но о том, насколько сильно такой перекос влияет непосредственно на цены для потребителя, пока сказать сложно – рынок перестраивается на новую модель, совершенно отличную от предыдущей.
Однако появился еще один, помимо увеличения объемов дорогой электроэнергии из ВИЭ, фактор, который может привести если не к росту цен на электроэнергию, то к вытеснению с украинского рынка наших же АЭС. Дело в том, что 18 сентября Верховная Рада приняла законопроект №1084 “О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере использования ядерной энергии”, в который глава энергетического комитета парламента Андрей Герус пролоббировал правку – разрешить закупать украинским потребителями импортную электроэнергию по двусторонним договорам. По словам Геруса, речь идет о закупках в Беларуси, откуда уже сейчас импортируется электроэнергия для продажи на рынках “на сутки вперед” и балансирующем рынке.
По мнению Геруса, открытие украинского рынка потребителей для белорусской электроэнергии – благо, поскольку позволит увеличить конкуренцию, и, как следует из логики экономики, привести к снижению цен на электроэнергию.
Однако логика экономики не всегда превалирует, поскольку есть еще вопросы политики. Например, политики содействия отечественным производителям. Пустить белорусскую энергию на украинский рынок двусторонних договоров – это очень плохая идея, считает директор по связям с общественностью ассоциации “Украинский ядерный форум” Ольга Кошарная. Дело в том, что Беларусь готовится запустить Белорусскую АЭС, и произойдет это уже в конце нынешнего или начале следующего года. К слову, финансирование строительства станции на 90% обеспечила своими кредитами Россия.
Противником строительства Белорусской АЭС выступала Литва, которой очень не нравился выбор площадки под нее – в 50 км от Вильнюса. Литовские политики неоднократно заявляли, что после запуска этой АЭС Литва прекратит в знак протеста закупать электроэнергию у Беларуси. Однако представителей министерства энергетики Беларуси это не смущает – они ответили, что у них есть кому продавать электроэнергию, и в число перспективных рынков сбыта включили Украину. И “поправка Геруса” как нельзя лучше подыгрывает интересам Беларуси. А заодно и России, которая будет получать от Беларуси в качестве возврата вложенных в строительство средств $1 млрд. в год.
В то же время импорт дешевой электроэнергии будет выдавливать с собственного рынка украинские АЭС. “У нас в результате импорта будут избыточные мощности. На украинские АЭС будут введены диспетчерские ограничения. Это глупость невероятная – мы будем фактически поддерживать Российскую Федерацию”, – подчеркнула Кошарная.
Импорт электроэнергии из Беларуси в Украину с начала открытия рынка показывает устойчивый рост – по данным компании “Укрэнерго”, если в июле (в первый месяц открытия импорта) он составил 103,6 млн. кВт-ч, то уже в августе – 146,6 млн. кВт-ч. И это только поставки на рынки “на сутки вперед” и на балансирующий рынок, где объемы покупок незначительны. А если будет открыта возможность для украинского бизнеса закупать дешевую электроэнергию, произведенную на Белорусской АЭС, объемы могут возрасти многократно. Тем более что Россия как основной инвестор строительства АЭС вполне может влиять на цены, сделав их более привлекательными, чем цены на электроэнергию украинских АЭС. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)