Политическая борьба вокруг газопровода “Северный поток-2”, строительство которого завершает Nord Stream 2, стопроцентная дочка российской государственной компании “Газпром”, не прекращается, и сейчас она ведется в Германии в юридической плоскости.
13 ноября Бундестаг одобрил включение (имплементацию) Газовой директивы Европейского Союза в немецкое законодательство, но изменил текст соответствующего закона, вызвало противоречивые оценки. Суть споров: соответствует, утвержден документ духу и букве европейского варианта – или его приняли в редакции, выгодной “Газпрому” и это облегчает завершения строительства газопровода?
Газовая директива ЕС, что в ней изменили?
Крайне коротко предыстория вопроса. Согласно действующему в Евросоюзе с 2009 г. законодательством (Третий энергопакет), газопроводы на территории ЕС должны принадлежать не тем, кто добывает и продает газ, а независимым компаниям (анбандлинг или разъединение активов). К тому же они должны быть доступны любым поставщикам. Это сделано для либерализации газового рынка и предотвращения монополизма.
Нынешней весной после бурных дебатов и сложного поиска компромисса на уровне ЕС это правило было распространено на морские газопроводы, идущие из третьих стран на территорию Евросоюза. Изменения в Газовую директиву (часть Третьего энергопакета) вступили в силу 23 мая 2019 г. На тот момент строился только один газопровод, который подпадает под новое правило: “Северный поток-2”. Поэтому фактически директива менялась именно через этот проект, а также на будущее.
Все страны ЕС должны перенять новое правило в свое национальное законодательство. Но в данном случае интересна только Германия, ведь именно на ее территорию придет “Северный поток-2”, прокладывается из России по дну Балтийского моря. И тут начинается интрига.
Бундестаг: поправке он внес в закон?
Правительство ФРГ, сформированный коалицией консерваторов из блока ХДС/ХСС и социал-демократов с СДПГ, внес европейский закон на утверждение в Бундестаг. Однако парламентские фракции этих же партий несколько изменили текст законопроекту и 13 ноября при поддержке либералов из СвДП проголосовали именно за вариант с поправкой.
Возникает ключевой вопрос: изменились в результате этой поправки использовании “Северного потока-2”? Министерство экономики и энергетики ФРГ (BMWI) утверждает, что нет. В опубликованном 14 ноября на сайте министерства заявлении указывается, что правительство предложило имплементировать закон “один к одному”. Предложенная фракциями коалиции смена “ничего не меняет”, подчеркивает BMWI, “речь идет только об одном редакционное исправления”.
А именно: в первоначальном варианте перечислялись четыре условия, которые позволяют регулятору освобождать оператора газопровода от требований Газовой директивы ЕС, и одна из них – “трубопровод завершено к 23 мая 2019”. Утвержденный Бундестагом вариант содержит только три условия, и все они в той или иной степени применимы к “Северному потоку-2”. А “23 мая 2019” упоминается теперь в тексте, предшествует перечислению условий. Никаких новых пассажей о моменте завершения инвестиций в проект, как ошибочно писали некоторые СМИ, в законе нет, хотя защита и амортизация инвестиций там упоминается.
Министр экономики Германии ждет анбандлинга на 12-мильной участке
Мысли о том, в какой мере эта юридическая тонкость меняет суть дела, существенно разошлись. BMWI, как видим, считает смену абсолютно несущественной. В заявлении на сайте цитируется министр экономики ФРГ Петер Альтмаер, который говорит о том, что правила газового рынка ЕС, в том числе разъединение активов, распространяется теперь на газопроводы, проходящие через территориальные воды стран-членов ЕС (это 12 морских миль или примерно 22 км).
Из этого следует, что “Газпрому”, как это и предполагает новый вариант Газовой директивы ЕС, придется продать или менее переоформить на другое юридическое лицо как минимум последнюю, 12-мильную подводный участок “Северного потока-2” перед выходом на берег Германии.
“Газпром” уже имеет опыт выполнения требований анбандлинга, так что наверняка сможет решить эту задачу без существенного ущерба своим интересам, но на это уйдет время. В результате может еще больше задержаться сдача в эксплуатацию газопровода, который и так уже выбился из графика (сначала его собирались сдать до конца 2019).
Партия Зеленых критикует: размытая формулировка ради “Газпрома”
Совсем иначе, чем BMWI, последствия внесенной в закон поправки оценивает оппозиционная партия Союз-90 / Зеленые. Ее эксперт по энергетике Юлия Ферлинден обвинила во время дебатов в Бундестаге 13 ноября правящую коалицию в том, что в угоду “Газпрома” она “размывает формулировки Про 23 мая как дедлайна для завершения газопровода”, и это станет поводом предоставить “Северном потока-2 “исключения из правил ЕС.
В своей речи представитель Зеленых сделала упор на экологической составляющей дела: вместо того, чтобы поддерживать очередной проект, связанный с ископаемыми и вредными для климата энергоносителями, правительству следовало бы, по ее мнению, больше внимания уделять возобновляемой энергетике и энергоэффективности.
В то же время заместитель председателя парламентской фракции Зеленых Оливер Кришер указал на внешнеполитический аспект темы: продолжение газового транзита через Украину по-прежнему не урегулирован. Изменив закон об имплементации Газовой директивы ЕС, “партии правящей коалиции нарушили в пользу российского государственного концерна обещание, данное нашим ближайшим партнерам по Европейскому Союзу”, говорится в заявлении Зеленых.
Бундесрат еще должен утвердить закон
Так кто же прав в оценке принятого в ФРГ закона: министерство экономики или партия Зеленых? Это станет ясно только после того, как немецкий регулятор – Федеральное агентство по сетям (Bundesnetzagentur) – на основании принятого теперь закона вынесет свое решение по “Северному потоку-2” и либо потребует от “Газпрома” отказаться от части газопровода, или предоставит ему исключение по правилам ЕС.
Такое исключение, в свою очередь, должен еще утвердить Евросоюз, а его согласие вовсе не гарантирована.
К тому же принятый теперь Бундестагом закон еще должен утвердить (скорее всего – 29 ноября) Бундесрат, представительство федеральных земель ФРГ, так что в Зеленых еще есть теоретическая возможность заблокировать его окончательное принятие.
К тому же следует учитывать, что оператор “Северного потока-2”, компания Nord Stream 2, летом подала в Суд Европейского союза в Люксембурге иск об отмене поправок к Газовой директивы ЕС. Если он будет доволен, вся история получит совершенно новый оборот. Но захочет “Газпром” ждать исхода дела? Особенно, если рассмотрение затянется, а газопровод уже будет готов. (Андрей Гурков, Deutsche Welle/Энергетика Украины и мира)