Сумма, которую приходится платить украинцам за газ, зависит не только от цены, а и от объемов его потребления. Власть должна стимулировать сокращение этого показателя.

В стране, которая потребляет в разы больше энергоресурсов на единицу ВВП, чем ближайшие европейские соседи, живо обсуждают 7-процентную скидку на газ для населения.

Цена на природный газ – одна из универсальных тем, которой десятилетиями манипулируют политики для привлечения к себе внимания.

К сожалению, такая манипуляция отвлекает от более важной темы – темы объемов потребления газа.

Ведь сумма, которую приходится платить Украинский за газ, зависит не только от цены, а и от объемов его потребления.

В отличие от цены на газ, которая зависит от экономической и политической конъюнктуры, объемы потребления зависят от самих украинцев.

Именно украинцы могут собственными усилиями радикально снизить потребление газа и уменьшить суммы “платежек” так, как никто другой этого не сделает.

Рассчитывать на постоянное, долгосрочное снижение цен на ископаемые топливные ресурсы – неразумно, они точно будут расти.

А вот эффект от сокращения потребления может и должен быть постоянным. Такую устойчивость обеспечивает повышение энергоэффективности потребления, что полностью в силах самых украинцев.

Повышение энергоэффективности потребления делает Украину и украинцев сильнее, а вот политические скидки делают нас значительно слабее.

Политическая скидка с рыночной цены газа ослабляет как политическую, так и экономическую независимость Украины, а также ослабляет и конкурентоспособность украинской экономики.

Снижение потребления энергоресурсов из-за повышения энергоэффективности усиливает конкурентоспособность экономики, делает Украину сильнее как экономически, так и политически.

Усиливаясь экономически и политически, Украина получает более сильные позиции на рынках, в том числе и на рынках энергоносителей, в частности природного газа.

Более сильная позиция на рынке позволяет получить более выгодные условия получения ресурсов по более низким ценам.

Круг замыкается в интересах украинцев: инвестируешь в энергоэффективность – сокращается удельное потребление энергоресурса, сокращает удельное потребление энергоресурса – усиливает экономику, усиливают экономику – получаешь энергоресурсы дешевле.

Инвестиции в энергоэффективность активизируют еще и макроэкономический мультипликатор.

Из-за эффекта мультипликатора экономика еще более усиливается, и есть еще и четвертый множитель – круг не только замыкается, а еще и движение по этому кругу, кругу украинской силы, значительно ускоряется.

Вернемся к скидке. Скидка может дать временно дополнительный ресурс. Этот ресурс может быть направлен на потребление, а может – на инвестирование.

Именно через инвестирование некоторый положительный эффект от скидки может быть пролонгирован.

А вот “проедание” скидки на цену энергоресурсов может только усилить зависимость от таких скидок и в дальнейшем.

К сожалению, заинтересованы в том, чтобы Украина продолжала сидеть на газовой игле слишком много и они слишком сильные, их действия согласованы по умолчанию, и они очень хорошо синхронизированы даже без лишнего вербального связи.

Можно ли в таких условиях рассчитывать на длительный положительный эффект от скидки для экономики Украины? Такого еще не было.

Как бы там ни было, но любая скидка с цены – это однозначно хорошо. Не так ли? Нет, не так.

Негативный эффект от получения скидки не так очевиден для потребителей, но перекрывает возможный положительный эффект.

Снижение цены на газ автоматически разрушает инвестиционную привлекательность энергоэффективных мероприятий.

Речь не только о худших показателях окупаемости, речь еще и о принципиальной мотивированности к реализации проектов по энергомодернизации, в частности, энергомодернизации жилья, и без того хромающего в Украине.

Фонд энергоэффективности уже накачан мощным денежным ресурсом, но очереди к финансированию проектов нет.

Если будет снижаться цена на газ – очередь и не появится, несмотря на грантовый формат деятельности фонда.

Как следствие – государство не получит ту экономию, на которую рассчитывает.

И речь не только об экономии домохозяйств, а и об экономии на выплате субсидий, съедает полсотни миллиардов гривен государственного бюджета ежегодно.

Экономия субсидий за счет меньшей цены газа потерь от неэффективного потребления никогда не компенсирует.

Не только привлекательность проектов по энергомодернизации жилья зависит от уровня цены на газ.

Инвестиционная привлекательность проектов комплексной модернизации инфраструктуры централизованного теплообеспечения украинских городов рассчитывается в сравнении с базовыми затратами на природный газ.

Скидка с цены на газ снижает и показатели этих расходов в неэффективный способ, и такое снижение является временным, но может быть достаточным, чтобы отсрочить запуск инвестиционных проектов.

Продление срока окупаемости даже на один год в условиях и без того высоких рисков инвестирования в Украину – слишком весомый негативный фактор, чтобы его игнорировать.

Еще больше разрушает инвестиционную привлекательность энергомодернизации страны неопределенность в перспективе адекватного рыночного ценообразования и высокий риск того, что то или иное правительство поддастся искушению поиграть в социализм.

Сама вероятность того, что правительство Украины может прибегнуть к ручному управлению уровнем цены на газ, сам по себе мощный фактор сдерживания инвестиций в сокращение потребления газа.

Таким образом, удельные затраты энергии на квадратный метр недвижимости и дальше будут в несколько раз превышать цивилизованный уровень; объемы потребления газа будут в разы больше реально необходимых; суммы в квитанциях за коммунальные услуги, даже при условии мощных скидок с цены на газ – и дальше неприемлемы для большинства потребителей.

Вместо того, чтобы инфантильно ожидать от правительства нерыночных скидок с цены на газ, украинцам следует мобилизоваться в направлении устойчивого сокращения потребления этого газа.

Само словосочетание “цена на газ” должен покинуть политические дискуссии, и пусть политики ищут другие триггеры возбуждения электоральных симпатий.

Как вариант, возможно, попытаются заинтересовать украинцев приоритетностью инвестиций в энергоэффективность и цивилизованную инженерную инфраструктуру украинских городов.

Реальное и ощутимое снижение сумм в квитанциях за коммунальные услуги возможно только при условии полной энергомодернизации жилищного и коммунального сектора.

Именно комплексная, а не фрагментарная, тепломодернизация зданий, восстановление и модернизация муниципальной инженерной инфраструктуры тепло, водоснабжение и водоотведение – вот реальный рецепт постоянной экономии!

На фоне резерва эффекта от такой модернизации любая ситуативная скидка с цены на энергоресурсы – это издевательство над здравым экономическим смыслом. (Валерий Безус, вице-президент Energy Club, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий