Важный вопрос, который формально не входил в повестку, но при этом обсуждался, – газовый.
О необходимости “решить вопросы по газовым делам до 1 января” заявил неделю назад пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, в состав российской делегации в Париже вошли министр энергетики России Александр Новак и глава “Газпрома” Алексей Миллер. В состав украинской, соответственно, – министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель, а также исполнительный директор НАК “Нафтогаз Украины” Юрий Витренко. Что интересно, глава нацкомпании Андрей Коболев остался дома.
Но вот до чего договорились стороны в Париже вечером понедельника, долгое время было непонятно. Российское издание “Коммерсант” в какой-то момент обрадовало читателей новостью о том, что Москва и Киев якобы договорились о транзите российского газа через украинскую территорию после 2020 г. Но вскоре – снял эту информацию.
Журналисты надеялись, что о газовых переговорах главы Украины и РФ что-то скажут на итоговом брифинге. Президенты сказали, но легче от этого никому не стало.
Президент РФ Владимир Путин был краток: “Есть такой детский стишок ”А у нас в квартире газ, а у вас?”. И у вас есть и будет. Но может быть гораздо дешевле, если мы договоримся. Газ может быть на 25% дешевле, чем сегодня получают конечные потребители, прежде всего промышленные потребители, если стороны договорятся о совместной работе. Цена на газ для бытового потребителя дотируется. Мы не можем высчитывать цену от дотируемой цены”.
Президент Украины Владимир Зеленский тоже немногословен: “Мы обсудили вопросы газа на двусторонней встрече с президентом России. Мне кажется, что этот вопрос мы разблокировали, и уже на уровне советников будет обсуждаться возможность, формат, объем, цена и другие детали. Это важно для всех. Там у нас очень неплохие шаги”.
Руководители профильных компаний тоже ясности не внесли.
Андрей Коболев в эфире телеканала ICTV сказал: “Пока никаких договоренностей достигнуто не было. На переговорах украинская сторона занимала стандартную позицию, нацеленную на максимальное сохранение интересов Украины как государства, как транзитного государства и как владельца крупного актива”.
Юрий Витренко в Париже заявил: “Мы ничего [взаимные судебные претензии России и Украины по газовым вопросам] не обнуляем. Наоборот, мы аргументировано пояснили, почему наша позиция относительно необходимости выполнения арбитражей является действительно законной, и почему решение арбитражей является окончательным и обязательным для исполнения”.
Вообще, конечно, Витренко сказал больше всех остальных участников вместе взятых. По его словам, газовые переговоры России и Украины продолжатся в разных форматах: двусторонние с одной стороны, трехсторонние – с Еврокомиссией, “и только после этого станет понятно, будет соглашение или не будет соглашения”. Исполнительный директор “Нафтогаза” также назвал прошедшие переговоры по газу “конструктивными”.
19 сентября в Брюсселе состоялась трехсторонняя встреча между Россией, Украиной и Еврокомиссией. В переговорах приняли участие глава Минэнерго РФ Александр Новак, вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович, глава Министерства энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель, а также глава “Газпрома” Алексей Миллер и глава “Нафтогаза” Андрей Коболев. Тогда Россия предложила временно (ориентировочно – на год) продлить действующий контракт на транзит газа в случае, если Украина не сможет создать независимого газотранспортного оператора в рамках законодательства Евросоюза. 28 октября в Брюсселе состоялась новая трехсторонняя встреча по газовой проблематике между Россией, Украиной и Еврокомиссией. Но там Россия и Украина лишь договорились продолжить консультации по условиям транзита газа через Украину после 2019 г. Наконец, 28 ноября Россия и Украина неожиданно провели в Вене двусторонние переговоры: стороны договорились об интенсификации совместной работы в ближайшие дни.
6 декабря “Газпром” вдруг сообщил, что обсудил условия транзита российского газа в Европу после 2019 г. с компанией “Оператор газотранспортной системы Украины”, и договорился продолжить совместную работу. При этом российская компания отметила, что глава “Газпрома” Алексей Миллер провел встречу с уполномоченным правительства Германии по транзиту газа через Украину Георгом Вальдерзее, в ходе которой проинформировал Вальдерзее о ходе российско-украинских переговоров о сотрудничестве в газовой сфере с 2020 г.
Долг газом красен
Уже днем во вторник, 10 декабря, премьер-министр Украины Алексей Гончарук, комментируя нормандский саммит в Париже, написал на своей странице в Facebook: “Мы достигли своей цели в газовом вопросе – вывели вопрос транзита газа за пределы обсуждения ситуации на Донбассе. Не договорились о контракте, но этого и не должно было произойти в Париже. Украина будет договариваться о газе дальше, возможно, непросто, возможно – с “газовой войной”. Но мы полностью готовы к этому: наши хранилища наполнены, нашу логику поддерживают ЕС и решение Стокгольмского арбитража, а “Северный поток-2 недостроен”.
Премьер добавил, что Украине “нужен долгосрочный контракт”. “Мы отметили, что долг не подарим. Один из вариантов, который рассматриваем – долг можем принять газом”, – заявил Гончарук.
Сопутствующие события
Остановка транзита российского газа в Европу через территорию Украины приведет к потерям Украины в I квартале 2020 г. в 500 млн. евро, России – 3,4 млрд. евро, а европейские потребители столкнутся с повышением цен на газ и заплатят за него на 1,5 млрд. евро больше (на 2,1 млрд. евро больше в случае морозов и сбоев в поставках), подсчитали аналитики из Института по изучению экономики энергетики при Кельнском университете.
Эксперты также считают, что при остановке транзита Россия и Украины столкнутся с репутационными потерями, в зависимости от того, кто будет считаться ответственным за прекращение контракта. “Стоимость этого репутационного ущерба трудно определить количественно, но, тем не менее, она реальна и дает еще одну причину для обеих сторон прийти к соглашению и избежать разрушительного исхода”, – говорится в исследовании.
Вообще же коротким “газовым” переговорам в Париже сопутствовал целый ряд событий, которые неизбежно, так или иначе повлияют на ход будущих договоренностей между Киевом и Москвой.
Непосредственно перед поездкой в Париж, прямо в тот же день, Владимир Зеленский подписал законопроект №2359-1 для анбандлинга Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины”.
Сейчас “Нафтогаз” работает над взысканием оставшейся суммы по результатам стокгольмских арбитражей в декабре 2017 – феврале 2018 гг., которая с учетом процентов достигла почти $3 млрд. И если “Газпром” не вернет эти деньги, то украинская компания получит разрешения местных судов на продажу его активов.
Ранее министр энергетики Алексей Оржель говорил, что если России и Украине не удастся договориться о новых условиях транзита газа, то Киев не будет отзывать иски против “Газпрома” из международных арбитражных судов. В общей же сложности “Нафтогаз” оценивает свои претензии к “Газпрому” в сумму почти $22 млрд.
Также в ночь на вторник, 10 декабря, Конгресс США, как и ожидалось, заложил в военный бюджет на 2020 г. санкции в отношении трубопроводов “Северный поток-2” и “Турецкий поток”. Мотивировка – “В целях обеспечения энергетической безопасности Европы”.
Россия также усиливает давление на Украину: Верховный суд Великобритании 9 декабря начнет слушания по делу о “долге Януковича” перед Россией на $3 млрд. Слушания пройдут в течение 9-12 декабря. Напомним, в декабре 2013 г. Украина выпустила еврооблигации на $3 млрд. под 5% годовых, которые выкупил российский Минфин. Теперь Министерство финансов России оценивает размер задолженности по “долгу Януковича” перед Россией в $4,5 млрд. (добавились проценты).
Пока все выглядит так, что стороны повышают ставки перед некими финальными переговорами, которые должны пройти до конца декабря с участниками от Еврокомиссии. Однако объем взаимных “хотелок” уже таков, что разрубить завязавшийся узел одним махом, возможно, не получится. И тогда прав Алексей Гончарук: мы получим “газовую войну” со временной остановкой транзита, пусть короткую, но очень нервную. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)